Недопустимая терминологическая путаница
2006 г. оказался непростым для гражданской авиации России, когда на фоне объективно существующих проблем, связанных с обеспечением безопасности полетов и недостатками в содержании объектов инфраструктуры, произошли катастрофы, приведшие к гибели большого числа людей. Катастрофы самолетов A310 в аэропорту Иркутска и Ту-154 на маршруте Анапа-Санкт-Петербург вызвали широкий общественный резонанс и определили необходимость очередной перестройки системы управления гражданской авиацией.
Широкое обсуждение проблем гражданской авиации в СМИ с легкой руки журналистов привело к некоторой путанице в понятиях, определяющих безопасность авиаперевозок, что особенно недопустимо, когда неверными терминами пользуются должностные лица и руководители разных уровней.
Азат ЗАРИПОВ, заместитель начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота"
Приводимый ниже анализ необходим, на наш взгляд, ввиду широкого применения в авиации двух сходных, на первый взгляд, понятий — "безопасность полетов" и "авиационная безопасность".
Сложившаяся путаница в определениях на практике приводит к достаточно серьезным осложнениям. Так, например, отмечен случай, когда к самолету, совершившему посадку с технической неисправностью (частичный отказ управления механизацией крыла), прибыли сотрудники местного отдела милиции и приступили к следственным действиям по выяснению обстоятельств авиационного инцидента. Эти действия нарушили технологию работы членов экипажа и, по сути, заблокировали процедуры расследования инцидента со стороны инспекторов аэропорта по безопасности полетов. Данный случай был вызван добросовестным заблуждением сотрудников милиции, которые, ссылаясь на положения Федерального закона № 20, были уверены в своих полномочиях.
Следовательно, появляется задача разработки соответствующих подзаконных актов, детализирующих вопросы взаимодействия исполнительных структур разных ведомств, принимающих участие в обеспечении безопасной деятельности гражданской авиации, а также необходимость организации обучения персонала.
Родство понятий безопасности полетов и авиационной безопасности заключается, во-первых, в том, что они относятся к одной сфере деятельности — к авиации и, во-вторых, оба призваны выполнять авиатранспортные работы без угрозы для жизни и здоровья людей.
Безопасность полетов (БП) представляет собой комплексную характеристику воздушного транспорта и авиационных работ, определяющую способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа. Обеспечение безопасности полетов воздушных судов (ВС) — сложная задача, которая решается совместным трудом проектировщиков, изготовителей авиационной техники и ее эксплуатантов. На этапе эксплуатации эти требования обеспечиваются благодаря соответствующей организации работы служб, эксплуатирующих ВС на земле и в воздухе. Таким образом, безопасность полетов — это обеспечение надежности ВС и уровня квалификации персонала, обслуживающего и эксплуатирующего воздушные суда.
Авиационная безопасность (АБ) подразумевает реализацию комплекса мер с применением соответствующих людских и материальных ресурсов, предназначенных для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Таким образом, авиационная безопасность — это обеспечение состояния защищенности от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Некоторое смешение понятий БП и АБ происходит ввиду того, что в русском языке оба термина содержат слово "безопасность". К примеру, в английском языке подобная путаница невозможна, поскольку в случае БП применяется слово safety, обозначающее свойство источника опасности не причинять ущерба, тогда как АБ оперирует с понятием security — способностью потенциальной жертвы парировать все угрозы и вызовы.
Итак, мы приходим к выводу, что безопасность полетов характеризуется степенью безаварийной работы авиационной техники (как источника опасности), обеспечиваемой заданной надежностью систем и агрегатов ВС и надлежащей наземной и летной эксплуатацией.
Авиационная безопасность характеризуется степенью устойчивости к проявлениям внешних, как правило умышленных, действий и способностью активно противостоять проявляющимся или прогнозируемым угрозам.
Определившись с понятием "безопасность" (в частности, авиационная безопасность) зададимся вопросом, что следует понимать под определением "опасность"? Ряд исследователей, занимающихся проблемами безопасности и рискологии, отмечают, что все еще существующее разнообразие взглядов на безопасность, опасность и риск обусловлено незавершенностью процесса создания соответствующей общей теории. Такие известные исследователи, как Н. А. Махутов, П. Г. Белов, А. И. Гражданкин, А. В. Денисов, считают, что "под опасностью в самых общих случаях следует понимать возможность причинения какого-либо вреда, а под вредом или ущербом — меру либо результат изменения структуры и свойств объекта, делающего его хуже". Исследуя причинность возникновения опасности, авторы отмечают, что все объективно существующие опасности могут быть разделены на три основных класса:
- природно-экологические, вызванные нарушением естественных циклов миграции вещества, в том числе и по причине природных катаклизмов;
- техногенно-производственные, связанные с возможностью нежелательных выбросов энергии и вредных веществ, накопленных в искусственно созданных человеком объектах;
- антропогенно-социальные, обусловленные умышленным сокрытием и/или искажением людьми важной для них информации с целью достижения успеха в естественном противоборстве.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent