Нет худа без добра
Начиная с 1 января 2005 г. многие западные самолеты должны были лишиться возможности летать в Россию, а большинство российских лайнеров - и вовсе прекратить полеты. Это могло произойти, если бы Россия жестко потребовала оснащения всех ВС автоматическими аварийными маяками, а Европа настояла бы на установке усовершенствованных систем предупреждения о сближении с землей. Однако оба требования получили отсрочку на год.
Минтранс отложил вступление в силу собственного приказа о запрете эксплуатации с 1 января 2005 г. российских воздушных судов, не оснащенных аварийными радиомаяками системы Коспас-Сарсат. Вообще-то, по данным "Ространснадзора", как минимум переносные аварийные маяки уже имеются на всех ВС, но это в основном маяки старой системы, работающие на частоте 121,5 МГц. В мире идет постепенный переход на новые маяки диапазона 406 МГц, которые обеспечивают гораздо более оперативное определение координат, и с 1 февраля 2009 г. система Коспас-Сарсат прекратит обработку сигналов в старом диапазоне.
Вышеупомянутый приказ Минтранса № 17 "О дополнительных мерах по обеспечению воздушных судов гражданской авиации автоматическими аварийными радиомаяками системы Коспас-Сарсат" предписывает оснащение ВС не менее чем двумя такими приборами, работающими одновременно на частотах 121,5 и 406 МГц (один из них - автоматический). Речь идет о маяках АРМ-406П и АРМ-406АС.
Надо отметить, что этот приказ идет в русле международных требований. С 1 января 2005 г. вступили в силу рекомендации ICAO (Приложение 10, том 3, глава 5 и Приложение 6, часть 1, глава 6, секция 6.17) по оснащению аналогичными маяками самолетов, которые эксплуатируются на дальнемагистральных маршрутах, пролегающих над водной поверхностью или безлюдной местностью.
Приказ № 17 министр транспорта Игорь Левитин подписал 28 августа 2004 г., то есть стимулом послужили несколько затянувшиеся поиски самолетов Ту-154 и Ту-134, взорванных террористами 24 августа. Именно этим, похоже, объясняется достаточно резкий, если можно так выразиться об официальном документе, тон приказа и жесткие сроки его выполнения.
Как раз со сроками и вышла проблема. Мало того что промышленность должна эти маяки изготовить (при особой нужде можно было бы и импортные купить), так для установки их на борт ВС нужна еще и соответствующая техническая документация. Однако к декабрю прошлого года документация была готова только для самолета Ту-154, да и то с некоторыми изъянами.
В декабре стало окончательно ясно, что ни остальные самолеты, ни вертолеты оснастить автоматическими маяками в назначенные сроки уже не удастся. К тому же заводы-производители, по словам технических директоров ряда авиакомпаний, оказались не готовы поставить нужное количество маяков. Поэтому дата введения приказа в силу была перенесена на 1 января 2006 г.
Впрочем, некоторого положительного результата все же удалось достичь. Минтранс сумел использовать историю с маяками в качестве разменной монеты, для того чтобы решить для российских авиакомпаний одну международную проблему.
Дело в том, что авиационные власти Евросоюза приняли решение запретить с 1 января 2005 г. полеты в европейские аэропорты воздушных судов, не оборудованных системой раннего предупреждения приближения к поверхности земли (СРППЗ), предоставляющей пилотам информацию о профиле местности в направлении полета (зарубежное обозначение - EGPWS, Enhanced Ground Proximity Warning System). Использование такой системы начиная с 1 января 2003 г. было рекомендовано в упомянутом выше Приложении 6 к Конвенции ICAO, однако Евросоюз ввел отсрочку на два года.
Как и в ситуации с ограничениями по шуму на местности в 2002 г., российские компании не особенно торопились с установкой на свои ВС очередной новой дорогостоящей системы, поэтому к назначенному Евросоюзом сроку полной готовности не было. В принципе, в Европу летает не так уж много российских самолетов, но запрет мог бы привести к отмене каких-либо чартерных программ и нескольких регулярных рейсов.
Российский Минтранс, как от него и ожидали, пришел авиаторам на помощь. В середине декабря вышел приказ о том, что автоматическими аварийными маяками должны быть оснащены все самолеты, летающие в российском воздушном пространстве, в том числе и зарубежные. Определенная логика в этом есть, ведь европейцы в своем требовании об установке EGPWS тоже не делают разницы между своими ВС и иностранными. Однако представители западных авиакомпаний, по сведениям АТО, пришли в состояние легкого изумления по поводу того, что Россия приравняла всю свою территорию к водной глади и безлюдной местности (напомним, что рекомендации ICAO об аварийных маяках касаются именно этих случаев). Тем не менее изданный вовремя приказ позволил сторонам договориться о годовой отсрочке взаимных требований.
Технические директора российских авиакомпаний, с которыми удалось пообщаться корреспонденту АТО, в массе своей смотрят на вопрос философски: "Годик отлетаем, а там видно будет". Впрочем, один из них настоятельно рекомендовал своим коллегам составить графики доработки ВС в течение года и согласовать их с промышленностью: "Надо заранее запасаться соответствующими доказательными документами". То есть авиаторы не испытывают особой уверенности в способности российской промышленности изготовить и установить на ВС требуемые системы в течение года.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent