Новые материалы обеспечат создание перспективных российских авиадвигателей

Новые материалы обеспечат создание перспективных российских авиадвигателей
:: ОДК

Российские ученые работают над новыми типами полимерных материалов, которые позволят создать авиационные газотурбинные двигатели нового поколения, рассказал Михаил Бакрадзе, заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Ростеха, выступая в конце ноября на IV Конгрессе молодых ученых.

"Эволюция авиационных двигателей показывает, что переход к следующему поколению — это результат создания материалов и технологий. Сегодня новые композиционные материалы, из которых мы проектируем лопатки вентилятора, новые интерметаллидные высокотемпературные сплавы — это основа двигателей пятого поколения. Разработка высокотемпературных полимерных композитов, разработка высокотемпературных керамических и металлокерамических материалов обеспечит нам создание двигателей нового [следующего, шестого] поколения", — объяснил он.

По словам Михаила Бакрадзе, достижение принципиально нового уровня развития технологий и материалов в двигателестроении было бы невозможно без опережающего научно-технического задела. Композитные материалы уже составляют около 10% в современных авиадвигателях, а к 2035 году доля неметаллических материалов в российских авиадвигателях возрастет до 30%.

Для формирования опережающего научно-технического задела ОДК тесно сотрудничает с научными организациями, институтами Российской академии наук и высшими учебными заведениями.  

Результатом совместной работы стала разработка новых отечественных технологий и материалов в рамках программы создания двигателя ПД-14 для нового российского среднемагистрального самолета МС-21-310. Чтобы обеспечить технические характеристики ПД-14 на уровне современных мировых аналогов, были разработаны и внедрены 16 критических технологий и 12 новых материалов и покрытий.

Впервые в России на ПД-14 была применена титановая пустотелая широкохордная рабочая лопатка вентилятора, изготовленная по технологии диффузионной сварки и сверхпластической формовки, монокристаллические лопатки турбины высокого давления с высокоэффективной системой охлаждения и с теплозащитным покрытием второго поколения. Также в конструкции ПД-14 применены уникальные детали камеры сгорания, изготовленные с применением аддитивных технологий.

Для деталей и агрегатов мотогондолы ПД-14 во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) были созданы перспективные полимерные материалы нового поколения — угле- и стеклопластики, которые по характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам.

Новые материалы разработаны и для нового двигателя ПД-8, который будет устанавливаться на импортозамещенную версию российского ближнемагистрального самолета SJ-100. ОДК в сотрудничестве с НИЦ "Курчатовский институт" — ВИАМ создала для лопаток ПД-8 пять новых жаропрочных никелевых сплавов, способных выдерживать особо высокие нагрузки.

Для первого отечественного двигателя большой тяги большого проекта ПД-35 потребовалось освоить еще 18 новых технологий, включая высокотемпературные полимеры.

На Международном форуме двигателестроения в Москве ОДК впервые продемонстрировала полноразмерную лопатку из полимерных композитов для вентилятора ПД-35. Применение композитов позволило снизить вес конструкции и обеспечить высокую устойчивость к внешним воздействиям.

ОДК представила композитную лопатку вентилятора ПД-35 в 2020 году и провела успешные испытания модели рабочей лопатки вентилятора на двигателе ПД-14. В 2024 году успешно прошел первый этап испытаний уже двигателя-демонстратора технологий ПД-35. При этом был многократно обеспечен выход на взлетный режим с достижением тяги двигателя 35 т.  

"Примером сегодняшнего прорыва в области полимерных материалов для нашего двигателестроения является создание полимерной лопатки вентилятора ПД-35. Без этой технологии было бы невозможно создать двигатель большой тяги, потому что это ключевая позиция. Следующим этапом развития этой технологии будут уже термопластичные полимеры, и это огромный пласт работы, которую нам надо преодолеть — создать технологию производства", — сказал Михаил Бакрадзе.

В новом ПД-35 применены и другие новшества. Там же, на форуме двигателестроения были показаны "выращенные" рабочие и сопловые лопатки двигателя-демонстратора технологий ПД-35. Аддитивные технологии позволяют производить детали сложной формы, которые способны выдерживать высокие нагрузки.

Михаил Бакрадзе отметил, что Россия входит в число пяти стран, которые способны конструировать, производить, серийно выпускать авиационные газотурбинные двигатели. Он также напомнил, что даже при наличии технического и научного задела только опытно-конструкторские работы при создании нового двигателя занимают около 7–10 лет. Сейчас ОДК представляет двигатели и элементы двигателей, соответствующие характеристикам пятого поколения. Разработка полимеров и композитов с еще более высокими характеристиками обеспечит в обозримой перспективе переход к двигателям шестого поколения.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2025 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.