Новый партнер

Объединенная авиастроительная корпорация подписала меморандум о сотрудничестве с американской компанией Spirit AeroSystems

Российский авиапром может получить серьезного партнера для своих перспективных программ. В январе Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписала меморандум о сотрудничестве с американской компанией Spirit AeroSystems, крупнейшим в мире независимым поставщиком авиационных компонентов и узлов. Меморандум предполагает развитие крупномасштабного сотрудничества между американской компанией и российской авиастроительной отраслью — Spirit AeroSystems заинтересована поучаствовать в перспективных российских проектах, а российские производители — получить подряды от американцев.
Как объяснил вице-президент ОАК по корпоративному развитию Валерий Безверхний, сейчас обсуждается четыре направления возможного сотрудничества. Первое предусматривает участие Spirit AeroSystems в программе ближнесреднемагистрального самолета МС-21. По словам Безверхнего, здесь наиболее привлекательным для российской стороны является опыт американцев в области композитного производства. Как известно, применение композитов будет одной из отличительных особенностей МС-21, что должно, среди прочего, обеспечить ему заявленные высокие эксплуатационные характеристики: самолет должен быть на 15% легче, чем существующие зарубежные машины подобного класса Airbus A320 и Boeing 737.
Привлечение американского партнера может означать, что самостоятельно освоить необходимые композитные технологии отечественные авиастроители не в состоянии. Ранее гендиректор ОАК Алексей Федоров заявлял, что в рамках производственной кооперации по МС-21 производство композиционных компонентов крыла и хвостового оперения планируется отдать воронежскому ВАСО и обнинской компании НПО "Технология".
Американские композиты могут пригодиться и для другого нового самолета — регионального Superjet. Как объяснил Безверхний, в рамках разработки 130-местной версии этого самолета Spirit может взять на себя проектирование и производство нового углепластикового крыла. Соглашение с компанией Boeing о выходе программы за рамки 100-местной версии было подписано в прошлом году, напомнил он.
Однако соглашение по обеим упомянутым программам носит, скорее, перспективный характер. И МС-21, и 130-местный Superjet пока находятся в стадии концептуального оформления. Как ранее заявлял Олег Демченко, генеральный директор корпорации "Иркут", которая возглавляет разработку нового ближнесреднемагистрального лайнера, аванпроект МС-21 планируется защитить в августе этого года, окончание эскизного проекта намечено на 2009 г., а сертифицировать самолет разработчики надеются в 2015 г. Представители "Гражданских самолетов Сухого" рассказали АТО, что, несмотря на соглашение с Boeing, проект удлиненного Superjet пока официально не запущен и находится на этапе разработки бизнес-плана.
Кроме того, реализация обоих проектов сильно зависит от выбора силовой установки для самолетов. По замыслу разработчиков, двигатель МС-21 должен быть на 20-25% экономичнее существующих образцов. Валерий Безверхний признал, что сейчас "такого двигателя нет, он только будет создаваться". По словам вице-президента ОАК, детальные консультации с производителями двигателей планируется начать не ранее 2009 г., а сам новый двигатель для МС-21 может появиться к 2015 г. Что касается проекта Сухого, то пока не ясно, можно ли будет нарастить мощность существующего мотора SaM146, для того чтобы поднять в воздух 130-местный самолет. Безверхний также обратил внимание, что в качестве альтернативы может быть использован новый двигатель с приводом вентилятора через редуктор (GTF), разрабатываемый Pratt & Whitney для японского регионального самолета MRJ и канадского CSeries.
Два других обсуждаемых направления сотрудничества российского авиапрома со Spirit AeroSystems — поставки авиационных компонентов по заказам американской компании и участие американцев во внедрении производственных LEAN-технологий на предприятиях ОАК. Подряды Spirit AeroSystems, которая выступает поставщиком практически для всех самолетных проектов мировых гигантов Boeing и Airbus, могут обеспечить хорошую загрузку для российских авиастроителей. ОАК уже имеет заказы на иностранные авиакомплектующие: Иркутский авиационный завод и воронежское ВАСО производят компоненты для самолетов семейства A320. Однако, по словам Безверхнего, в ближайшие пять лет ОАК планирует увеличить объем предоставляемых сервисных услуг с 5 до 20% от общего оборота.
Роберт Вейнер, старший вице-президент и главный директор по технологиям Spirit AeroSystems, рассказал, что сейчас компания уже обозначила несколько конкретных серьезных предложений по сборке комплектующих в России. Правда окончательное решение по размещению заказов будет принято после оценки возможностей российских предприятий. В целом же решение о запуске кооперационных проектов в России будет принято к концу 2008 г., после того как ОАК и Spirit AeroSystems закончат разработку бизнес-плана. Тогда же определятся объем инвестиций и конкретная форма сотрудничества: прямые контракты или создание специального СП.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.