Обслуживание по полной
Эдвард ФИЛЛИПС, Вашингтон
После пяти лет стабильного роста рынок аутсорсинга отдельных видов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) достиг пика развития. Сейчас авиакомпании все больше интересуются программами, интегрирующими дополнительные виды ТОиР с основными формами обслуживания.
На волне этой тенденции провайдеры ТОиР расширяют свою международную сеть и ассортимент предлагаемых услуг в области как основных, так и дополнительных видов ТОиР, говорится в прогнозе на ближайшие 10 лет, составленном консалтинговой компанией Oliver Wyman. По словам партнера компании Криса Спэффорда, тенденция к аутсорсингу услуг ТОиР замедлилась и в этом сегменте наблюдается выравнивание, по мере того как авиакомпании оптимизируют работы, выполняемые своими силами.
Спэффорд отмечает, что аутсорсинг ТОиР приобретает все более глобальный характер. Азиатские страны получают больше работ на широкофюзеляжных самолетах, а Латинская Америка усиливает свои позиции в сегменте ТО узкофюзеляжных авиалайнеров. Кроме того, эти регионы наряду с Индией и Ближним Востоком начинают приобретать квалификацию в области ТОиР авиационных компонентов.
Согласно прогнозу, озвученному Спэффордом, расходы сетевых авиакомпаний на ТОиР в ближайшие годы увеличатся, а объем мирового рынка ТОиР планера, двигателей и компонентов будет ежегодно расти на 6% и к 2013 г. достигнет 43,3 млрд долл. Партнер Oliver Wyman Роджер Леман говорит, что за последние несколько лет авиакомпании по всему миру оптимизировали соотношение работ по обслуживанию ВС, распределяемых между собственными АТБ и провайдерами ТОиР и сейчас сосредоточились на получении побочных выгод, например, путем добавления к своим основным ремонтным мощностям таких видов обслуживания, как управление надежностью и материально-техническое обеспечение. По словам Лемана, низкотарифные компании сейчас являются самыми крупными клиентами независимых провайдеров услуг ТОиР и будут тратить на аутсорсинг до 80% своих бюджетов, выделенных на обслуживание парка.
"Рынок аутсорсинга замедляет рост, — говорит Крис Доун, президент и исполнительный директор консалтинговой компании TeamSAI, отслеживающей развитие мировой отрасли ТОиР. — Авиакомпании стремятся достичь оптимального соотношения между затратами и доходами. Важную роль играет экономичность обслуживания, которая и в дальнейшем будет влиять на перераспределение работ в пользу аутсорсинга. Однако чтобы это перераспределение продолжалось и впредь, независимые провайдеры ТОиР должны стремиться лучше соответствовать требованиям авиакомпаний".
Исходя из этих предпосылок, у авиакомпаний есть три варианта действий: отдать всю работу по ТОиР на аутсорсинг, оптимизировать соотношение работ, выполняемых собственными АТБ и сторонними организациями или инвестировать в развитие собственных мощностей ТОиР. Поэтому, как считает партнер Oliver Wyman Тим Хойланд, авиакомпании по всему миру стараются найти полностью интегрированные решения, предоставляемые на условиях почасовой оплаты, которые обеспечивали бы приемлемые уровни надежности и перевода риска. Высокие цены на топливо — еще один фактор, влияющий на стоимость ТОиР планера. "Они могут побудить авиакомпании оставлять этот вид работ себе, вместо того чтобы передавать его на сторону — в основном потому, что цены на услуги независимого провайдера могут превысить затраты на содержание собственного персонала", — говорит Хойланд.
TeamSAI ожидает, что мировой рынок ТОиР будет расти со скоростью 4,4% в год и к 2013 г. достигнет объема в 56 млрд долл. После этого темпы роста замедлятся до 4,2%. К 2018 г. общий рынок ТОиР будет оцениваться в 68,6 млрд долл. По словам Доуна, в текущем году объем мирового рынка ТОиР будет равен 45,1 млрд долл., на 10,2% больше по сравнению с 2007 г. Тенденция к консолидации и глобализации приведет к расширению спроса на услуги ТОиР по всему миру.
Исследование, проведенное TeamSAI, указывает на то, что наибольший процент работ, передаваемых на аутсорсинг в мировом масштабе (37%), будет по-прежнему приходиться на Северную Америку. Рынки ТОиР в Латинской Америке и Мексике, где стоимость труда чуть ли не на 25% ниже, чем в США и Канаде, находятся в выгодном положении для привлечения особенно трудозатратных видов ТОиР, хотя им не хватает необходимых мощностей и инфраструктуры, для того чтобы обеспечить долгосрочный рост.
В целом аутсорсинг ТОиР останется привлекательной опцией для авиакомпаний, поскольку он дает возможность сокращать затраты и обеспечивает гибкость в планировании графика обслуживания парка. Традиционно по всему миру около 50% тяжелых форм ТОиР, 75% ТО двигателей и 77% ТО компонентов приходится на аутсорсинг. Для сравнения: только 16% линейного обслуживания отдается на сторону.
Авиакомпании, особенно новые низкотарифные перевозчики, сейчас более склонны рассматривать возможность аутсорсинга линейного ТО, чем ранее, но зачастую соглашения с профсоюзами накладывают ограничения на виды ТОиР, которые можно передавать сторонним организациям. "Наблюдается мировая тенденция к аутсорсингу текущего обслуживания и легких форм ремонта, выполняемых во время простоев — как правило, днем для грузовых самолетов, а ночью для пассажирских", — говорит Доун.
Объем аутсорсинга ТО планера и двигателей за последние пять лет увеличился. В области линейного ТО и инжиниринга также появляются новые возможности для бизнеса. Потенциал роста в сфере линейного обслуживания планера больше, чем в секторе ТО двигателей и компонентов.
Многие авиакомпании все еще считают, что линейное ТО должно выполняться своими силами, поэтому передавать этот вид работ сторонним организациям, скорее всего, будут лишь низкотарифные перевозчики, работающие, как правило, с небольшими аэропортами. Более того, "зачастую авиакомпании предпочитают, чтобы только их персонал имел дело с самолетом при линейном обслуживании", говорит Спэффорд. "Для того чтобы аутсорсинг линейного ТО действительно работал, необходим детально прописанный договор, который трудно составить правильно", — отмечает Хойланд.
Хольгер Дитч, старший вице-президент Lufthansa Technik по техническому обслуживанию самолетов и инжиниринговым услугам, заявляет, что его компания завалена заказами на интегрированные пакеты ТОиР. По его словам, интерес к программам линейного ТО, предоставляемым центрами ТОиР, в ближайшее время может возрасти. Одна из причин этого — спрос со стороны новых авиакомпаний и низкотарифных перевозчиков. Однако такие услуги должны предоставляться как часть более широкого пакета ТОиР. Александр Хильман, вице-президент Lufthansa Technik по обслуживанию клиентов в области ТО и инжиниринга, отмечает, что авиакомпании проявляют все больше интереса к интегрированным пакетам ТОиР, которые включают в себя инжиниринговые услуги. Ключевой компонент подобных пакетов, предлагаемых Lufthansa Technik, — предоставление технической команды для взаимодействия с заказчиком.
Инжиниринговые услуги — лакомый кусок для провайдеров ТОиР — включают в себя планирование графика обслуживания ВС, анализ надежности, публикацию технических документов и материально-техническое обеспечение. "По нашему мнению, инжиниринговые услуги — следующий кандидат на аутсорсинг", — говорит Доун. Компании, предлагающие подобные программы, такие как Lufthansa Technik, ST Aerospace и другие, интегрируют их в общий пакет комплексной технической поддержки, которая позволяет авиакомпаниям, в особенности низкотарифным, сосредоточиться на операционных видах деятельности — собственно перевозке пассажиров.
Но есть и другие области, в которых провайдеры ТОиР могут помочь авиакомпаниям. Пол Снайдер, президент по работе с клиентами в компании Goodrich, считает, что перевозчики ждут привлекательных предложений по упрощению системы снабжения. Он не предвидит снижения темпов работ по ТО авиационных компонентов, но отмечает, что мировая цепь снабжения находится на пределе и это оказывает влияние на глобальный рынок ТО.
Чтобы удовлетворить существующий спрос, Goodrich расширяет свои предприятия ТОиР в Дубае и Сингапуре. Кроме того, подразделение авиационных компонентов компании открыло совместные предприятия в Бразилии и Турции. За последний год Goodrich более чем в два раза увеличил площади ремонтных предприятий и, по словам Снайдера, оперативно реагирует на изменения ситуации по всем фронтам.
В целом прогнозируется, что наибольшая часть работ по ТО планера, отданная сторонним компаниям, будет оставаться в пределах того же континента. По данным TeamSAI, около 65% таких работ, передаваемых на аутсорсинг североамериканскими перевозчиками, не выходит за пределы Северной Америки, еще 25% уходит провайдерам ТОиР в Азии, а оставшиеся 10% расходятся по другим регионам. Европа оставляет у себя 76% работ, а прочее распределяется по всему свету. Около 93% работ, переданных на аутсорсинг азиатскими авиакомпаниями, остается в Азии; 7% идет в Европу и Северную Америку.
Доун говорит, что Индия начинает выстраивать собственную инфраструктуру ТОиР и будет пытаться вернуть в страну работу, отданную на аутсорсинг в Азию и на Ближний Восток. В Ближневосточном регионе наблюдается впечатляющий рост рынка ТОиР. Это связано с тем, что страны региона привлекают все больше авиакомпаний. Доун ожидает, что Ближний Восток со временем превратится в один из мировых центров ТОиР.
Однако в ближайшее десятилетие расходы на рабочую силу по всему миру будут расти, побуждая провайдеров ТОиР требовать от персонала большей производительности. Западная Европа и Китай продолжают опережать остальные мировые рынки по темпам роста заработной платы. Как следует из исследования TeamSAI, в Европе это связано с высоким курсом евро и желанием авиакомпаний удержать услуги ТОиР внутри региона. "Что же касается Китая, то уровень цен в стране наконец начинает догонять средние расценки в Азиатско-Тихоокеанском регионе", — говорит Доун.
Два других фактора, способные повлиять на объем аутсорсинга ТОиР в следующем десятилетии, — качество надзора над ремонтными базами и недостаток квалифицированного персонала. Базы за пределами США, сертифицированные Федеральной авиационной администрацией (FAA), в особенности крупные центры ТОиР, выполняющие тяжелые регламентные формы обслуживания, в основном укомплектованы специально обученными рабочими, которые, не являясь авиационными специалистами, находятся под наблюдением лицензированного персонала.
Конгресс США обеспокоен качеством обслуживания, предоставляемого предприятиями ТОиР в других странах, а американские профсоюзы недовольны тем, что работа утекает за рубеж. Все чаще звучат призывы к принятию единых стандартов ТОиР, которые применялись бы к ремонтным базам как в США, так и за пределами страны. Руководство американских профсоюзов отмечает, что FAA необходимо усиливать надзорные функции ввиду все увеличивающегося объема различных видов ТОиР, передаваемых сторонним организациям. Кроме того, в адрес зарубежных ремонтных предприятий высказывается требование обеспечивать стандарты безопасности, достаточные для предотвращения террористической угрозы.
Мировое сообщество ТОиР обеспокоено потенциальным кадровым кризисом. Недостаток квалифицированного персонала становится все более ощутимым и грозит сдерживать рост не просто отдельных компаний, а отрасли в целом, говорится в прогнозе Oliver Wyman.
Доун отмечает, что возможная нехватка авиационного инженерно-технического персонала — серьезная проблема. Он планирует провести исследование с целью лучше понять ситуацию и определить, как пополнить ряды специалистов ТОиР.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent