Обуздание консолидации
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Еврокомиссия возражает против приобретения австрийского перевозчика Austrian Airlines немецкой авиакомпанией Lufthansa. Члены комиссии высказали сомнение, что программу помощи на сумму 500 млн евро, являющуюся частью подписанного в конце прошлого года соглашения, можно назвать совместимой с существующей рыночной ситуацией, и что уплаченная за Austrian Airlines сумма, включающая гарантию выплаты долгов Austrian, соответствует рыночной стоимости предприятия на момент его продажи. Комиссия выразила неуверенность в том, что сделка по продаже была открытой, прозрачной и безусловной, а государство выступило в качестве инвестора, действующего согласно принципам рыночной экономики.
Руководство Lufthansa согласилось приобрести 42% акций Austrian за 366 тыс. евро плюс до 179 млн евро, в зависимости от финансовых показателей деятельности компании. В свою очередь, государственный холдинг OEIAG подтвердил готовность покрыть более 500 млн евро из долговых обязательств Austrian, составляющих 980 млн евро. OEIAG также предоставил промежуточный краткосрочный кредит на сумму 200 млн евро для поддержки производственной деятельности Austrian до момента получения одобрения сделки со стороны Еврокомиссии.
В декабре, объявляя о сделке с Austrian, президент Lufthansa Вольфганг Майрхубер выразил уверенность в том, что вероятность препятствий сделке со стороны Еврокомиссии стремится к нулю. Это убеждение распространилось среди отраслевых экспертов и аналитиков. Тем более удивительным стал недавний поворот событий.
Пока что Еврокомиссия не показала никаких признаков готовности содействия авиаперевозчикам. Выражая недовольство по поводу сделки Lufthansa, члены комиссии подняли вопрос о недостаточной конкуренции на ряде маршрутов между Бельгией и Германией. Они настаивают не просто на том, чтобы на этих направлениях появился еще один перевозчик, но чтобы он реализовал в Брюсселе систему хаба, эквивалентная провозная емкость которого должна соответствовать как минимум шести самолетам.
Это требование несравнимо с предыдущими: когда Lufthansa и Austrian приступили к совместному обслуживанию рейсов между Германией и Австрией, им это было позволено всего лишь при условии, что словенская Adria Airways выставит свои провозные мощности на маршрутах Франкфурт-Вена и Мюнхен-Вена. Но создание хабообразующего перевозчика в Брюсселе с нуля, по словам одного из отраслевых экспертов, невозможно, такой авиакомпании просто нет. Кроме того, если у какой-либо авиакомпании появится желание вступить в конкурентную борьбу за эти направления, возможностей зарезервировать слоты с обеих сторон предостаточно.
Для Austrian затягивание процесса одобрения сделки может стать фатальным. Президент холдинга OEIAG Петер Михаелис предупреждает, что если сделка с Lufthansa не состоится, австрийская авиакомпания может быть вынуждена объявить себя банкротом. Судя по всему, временного финансирования в объеме 200 млн евро будет недостаточно. Объявляя в декабре о своем решении объединиться, стороны рассчитывали получить одобрение сделки к апрелю. Очевидно, выдержать этот график не удастся. С тех пор тенденция падения пассажиропотока на рейсах Austrian усилилась, и новые руководители авиакомпании Петер Маланик и Андреас Бирвирт запустили вторую программу сокращения расходов с целью сэкономить 225 млн евро операционных расходов в 2009 г. Масштаб предпринимаемых мер — от сокращения парка до снижения уровня зарплат, отказ от бесплатной автомобильной парковки и доплат на питание в корпоративной столовой для сотрудников компании.
Если же Еврокомиссия блокирует объединение с Lufthansa, то лучшее, на что может надеяться Austrian — это радикальное сокращение. Бирвирт уже несколько месяцев назад заявлял, что для того, чтобы выжить как независимому перевозчику, компания вынуждена будет наполовину сократить свой парк (сейчас около 100 ВС), отказаться от схемы хаба в Вене и сконцентрироваться на внутреннем рынке. Такой сценарий, предполагающий, скорее всего, сокращение нескольких тысяч сотрудников из сегодняшнего восьмитысячного штата, становится все более вероятным день ото дня.
Что касается Lufthansa, то многочисленные попытки поглощений, включающие BMI, Brussels Airlines и Austrian и, возможно, распространившиеся на SAS, вызывают озабоченность Еврокомиссии относительно доминирующего положения германской авиационной группы на европейском рынке. Нет необходимости упоминать, что именно Air France — KLM и Ryanair выразили претензии по поводу предполагаемой сделки. Если нынешняя озабоченность Еврокомиссии распространится на всю отрасль, то под вопрос будут поставлены запланированное слияние между British Airways и Iberia, а также и недавнее вложение Air France — KLM в обновленную Alitalia, которое предполагает владение контрольным пакетом, по крайней мере в среднесрочной перспективе.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent