Освобождение от бумаги
Пять крупных авиаперевозчиков приступили к пилотной фазе глобального проекта IATA по внедрению безбумажной грузовой среды IATA e-freight. До конца года первопроходцам предстоит полностью перейти на электронный документооборот, согласовав работу по безбумажному оформлению грузов с клиентами, таможенными органами и экспедиторскими агентствами.
Компании Cathay Pacific Airways, Singapore Airlines, KLM, British Airways и Air Canada приступили к реализации плана по очистке бизнеса авиационных грузовых перевозок от тонн бумаги, ставших одним из основных тормозов развития. Задача перевозчиков — отработать процедуры электронного оформления грузов при взаимодействии с государственными органами, грузоотправителями и агентами, подготовив почву для широкого внедрения грузовой электронной среды, запланированного на 2010 г. По подсчетам IATA, избавление от бумаги должно экономить отрасли 1,2 млрд долл. ежегодно. Однако даже не эта убедительная цифра и не другие столь же очевидные аргументы торопят перевозчиков перейти от рассуждений к активным действиям: дальнейшее промедление только усугубит и без того непростую ситуацию на рынке авиационных грузоперевозок. "Конкуренция со стороны других видов транспорта, прежде всего водного, привела к тому, что показатели роста объемов авиаперевозки грузов за первые месяцы 2007 г. не дотянули даже до нашего прогноза в 5,5%", — констатирует гендиректор IATA Джованни Бизиньяни. Объемы контейнерной перевозки грузов по морю растут со стабильным показателем 9,5% ежегодно начиная с 2000 г., и продолжение этой тенденции грозит авиаперевозчикам невосполнимой потерей доли рынка. E-freight может изменить ситуацию решительным образом: существенное сокращение времени поставки за счет более эффективной обработки сопровождающей документации позволит авиакомпаниям предложить клиентам новый уровень качества услуг. Закрепив за собой таким образом определенную долю рынка, перевозчики смогут обоснованно повысить тарифы, компенсируя растущие топливные затраты.
По словам Альберта Ло, менеджера по грузоперевозкам Cathay Pacific, доставка груза через Тихий океан "от двери до двери" требует не менее 6 дней, из которых собственно перевозка занимает около 12 ч, а остальное время проходит в ожидании документов. Это наносит непоправимый удар по главному преимуществу авиаперевозки — скорости. Г-н Ло уверен, что переход на электронный документооборот сократит время поставки вдвое. Для достижения этого амбициозного результата необходимо добиться содействия со стороны государственных органов.
В идеальной картине нового грузового миропорядка все задействованные в выпуске груза инстанции примут электронные версии документов вместо бумаги. Однако во многих странах осуществление радикальной реформы потребует не просто доброй воли со стороны таможенных органов, а изменения законодательства. Поэтому в ближайшей перспективе собственно безбумажная (paperless) среда недостижима. IATA постулирует задачу-минимум как "свободную от бумаги" (paper free) среду, что предполагает создание общеотраслевой базы данных и электронный обмен информацией. Однако в случае необходимости бумажного носителя на каком-либо этапе поставки (например, чтобы поставить на нем штамп или положить в архив), такой документ может быть составлен и распечатан на месте по требованию. Этот компромисс позволит авиакомпаниям и экспедиторам подготовить основу для глобальной грузовой базы данных и отработать процедуры электронного документооборота, постепенно переходя на новые технологии.
Технологическим партнером IATA по проекту e-freight стала компания СHAMP CargoSystems, дочерняя структура SITA, базирующаяся в Люксембурге. Многие перевозчики уже давно используют комплексные IT-решения для управления провозными емкостями, электронного бронирования, передачи авианакладной, отслеживания статуса груза, управления системами качества и ведения финансового учета. Поэтому с точки зрения технологии переход не представляет ничего невозможного. "Мы — ASP-провайдер, предоставляющий доступ к приложениям, хранящимся на наших серверах, — объясняет Джон Джонстон, управляющий директор CHAMP CargoSystems. — В 2006 г. наши клиенты, в том числе 58 авиаперевозчиков, создали свыше 15 млн авианакладных и огромное количество экспедиторских (домашних) грузовых накладных. Проект IATA e-freight — это значительный шаг в правильном направлении, поскольку он улучшает суммарное качество обрабатываемых электронных данных и создает систему электронного документооборота как альтернативу бумажному".
Для упрощения внедрения проекта рабочая группа IATA составила список критериев, определяющих готовность государства к переходу на электронный документооборот, по которым страны распределились на три эшелона. После завершения пилотной фазы проекта к концу этого года в "свободную от бумаги" грузовую среду войдут еще восемь государств: США, Швейцария, Швеция, Новая Зеландия, Корея, Тайвань, Маврикий и ОАЭ (Дубай). К 2010 г. к проекту присоединятся все страны второго эшелона, в которых в настоящее время проходят реформы таможенной системы и технологический уровень достаточно высок. Сроки для стран третьего эшелона не определены. Вероятнее всего, именно в этом списке окажется Россия.
Генеральный директор "Аэрофлот-Карго" Андрей Горяшко признает актуальность электронной революции в грузоперевозках для российских компаний, но иллюзий не питает: "Участников со стороны государственных структур, вовлеченных в грузовые перевозки, на порядок больше, чем вовлеченных в пассажирские, поэтому e-freight — это сложность электронного билета, только возведенная во вторую-третью степень. Таможня, граница, налоговая служба, фитосанитарный контроль пока не имеют технологии электронного документооборота. Тем не менее эти процедуры мы у себя вводим; у нас есть электронная система бронирования с базой данных и информацией о конкретной перевозке в виде грузовой накладной. Вопрос только в том, чтобы интерфейсы были совместимы с государственными органами". В настоящее время полный пакет документов предоставляется таможне даже на транзитные грузы, которые не подлежат процедуре таможенной очистки в России. С потенциальной угрозой задержек и с дополнительными расходами приходится мириться.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft