Ожидаемые результаты
В 2009 г. российский рынок пассажирских перевозок недосчитался около 10% пассажиров — авиакомпании в общей сложности обслужили 45,107 млн чел. Любопытно, что цифра полностью соответствует прогнозам чиновников, которые озвучивали ее еще в первые месяцы года. Авиаперевозки в стране по-прежнему остаются немассовыми, а авиакомпании — небольшими в сравнении с их зарубежными конкурентами. Так, например, ирландский низкотарифный перевозчик Ryanair — один из крупнейших игроков в Европе — в 2009 г. обслужил 65 млн чел.
Падение рынка в России заставило терять одних, но другим позволило выиграть, поэтому в первой пятерке некоторые авиакомпании поменялись местами. Это привело к путанице: сразу несколько крупнейших перевозчиков стали называть себя первыми в той или иной категории. Поэтому все теперь зависит от того, как считать. Первое место по пассажирообороту и количеству пассажиров на внутренних и международных линиях по-прежнему занимает "Аэрофлот", на втором в каждой из категорий — "Трансаэро". В 2009 г. перевозчику с регистрацией в Санкт-Петербурге удалось сместить со второго места в общем зачете по количеству перевезенных пассажиров S7 Airlines. Правда, как известно, обслуживание части маршрутов S7 переведено в компанию "Глобус", которая входит в группу компаний "С7". В сумме "Глобус" и S7 Airlines в 2009 г. перевезли 5,6 млн пасс., а "Трансаэро" — около 5 млн пасс. При этом "Глобус" стал одним из самых быстрорастущих перевозчиков: за год авиакомпания прибавила около 77% пассажиров, в 2008 г. перевозчик обслужил примерно 596 тыс. чел.
На внутреннем рынке по пассажирообороту на первом месте оказался "Аэрофлот", обогнавший S7 Airlines, но при этом по количеству пассажиров на внутренних направлениях S7 по-прежнему лидирует. Третье место в этих категориях досталось UTair. Разрыв между авиакомпаниями по количеству пассажиров на ВВЛ очень небольшой. У S7 этот показатель равен 3,456 млн пасс., у "Аэрофлота" 3,342 млн пасс., у UTair 3,246 млн. В отличие от "Аэрофлота" и S7, перевозчик из Западной Сибири в 2009 г. не сократил количество пассажиров, а, наоборот, увеличил. Это позволило UTair уверенно выйти на четвертое место в общем рейтинге, обогнав по числу пассажиров ГТК "Россия". По пассажирообороту ГТК "Россия" все еще на четвертом месте, но отрыв от UTair у нее совсем небольшой, а это означает, что при сохранении существующей динамики в 2010 г. UTair обойдет ГТК "Россия".
Ситуация в сегменте международных перевозок выглядит не менее интересно, чем на внутреннем рынке. Впечатление производит не первая тройка, которая осталась прежней — "Аэрофлот", "Трансаэро", ГТК "Россия" — а следующие за ними компании. Так, на четвертой позиции в этом рейтинге оказались "Оренбургские авиалинии", количество пассажиров на МВЛ у этой авиакомпании возросло на 64% по сравнению с 2008 г. и составило 1,373 млн чел. Таким образом, перевозчик еще больше укрепил свои позиции в сегменте чартерных перевозок на туристических направлениях (именно их авиакомпания выполняет на международных маршрутах). На пятое место в этом рейтинге вышла "ВИМ-авиа" (хотя эта авиакомпания уменьшила количество перевезенных пассажиров с 1,308 млн в 2008 г. до 1,223 млн в 2009 г.) — из-за более серьезных сокращений у конкурентов ей удалось подняться на одну строчку вверх и обогнать S7 Airlines. Следом за S7 идет NordWind — относительно новый игрок на рынке чартерных перевозок; количество перевезенных пассажиров авиакомпания не указывает, однако из рейтинга видно, что их число составляет около 1 млн чел., а точнее, между 830 тыс. и 1,120 млн чел. "Атлант-Союз", в предыдущие годы занимавший значительные позиции на чартерном рынке, в 2009 г. потерял свою долю, уменьшив количество перевезенных пассажиров с 1,388 млн в 2008 г. до 827 тыс. в 2009 г. Подобные перемены можно объяснить выводом из парка компании самолетов Ил-86, которые в предыдущие годы активно работали на египетском и турецком направлениях, а также невыполненным планом по смене стратегии развития и вхождению в "Росавиа" (в итоге от этой идеи компания отказалась).
В конце 2009 г. количество авиапассажиров в мире стало постепенно расти, о чем говорит статистика IATA. Такая же тенденция наблюдалась и на российском рынке, но, как и мировые игроки, представители российских авиакомпаний очень осторожно говорят о перспективах. Большинство рассчитывает, что 2010 г. не будет хуже 2009 г., соответственно количество пассажиров либо останется на прежнем уровне, либо возрастет. Кризисный год в очередной раз показал, что перевозчики, четко определившиеся со своей нишей и стратегией работы на рынке, выигрывают. Впрочем, в свете новейших планов по консолидации государственных авиакомпаний вокруг "Аэрофлота" многие места на рынке придется переосмыслить.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent