Пилоты чрезмерно полагаются на автоматику — новое исследование

Зависимость от автоматики является повсеместной проблемой, в каждом регионе мира, обнаружила ICAO
Пилоты чрезмерно полагаются на автоматику – новое исследование
:: Airbus

ATO.ru — Технические усовершенствования бортовых систем не подкрепляются адекватной подготовкой летного состава и использованием передового опыта, вследствие чего многие пилоты чрезмерно полагаются на автоматику и не вырабатывают базовые навыки ручного пилотирования — к такому выводу пришла специально созданная рабочая группа Международной организации гражданской авиации (ICAO) по результатам проведенного исследования.

В рамках работы проведено исследование катастроф и серьезных авиационных происшествий за последние 30 лет, а также документов, регламентирующих работу авиакомпаний (как внутренние, так и законодательные). Среди 17 сделанных заключений содержится и вывод и о том, что зависимость от автоматики является проблемой повсеместно, в каждом регионе мира, подчеркнула Кэти Эббот, главный советник по науке и технологиям Федеральной авиационной администрации США (FAA).

Зависимость от автоматики усугубляет существующую проблему деградации навыков ручного пилотирования из-за отсутствия практики в реальных условиях и политики авиакомпаний, не способствующей их поддержанию.

"Деградация навыков ручного пилотирования — это уже давно и остро стоящая проблема, — заявила Эббот на саммите Международного фонда безопасности полетов (Flight Safety Foundation International) в Париже. — Проблема в отсутствии практики. Если не использовать навык, он теряется". Эта проблема не решается знанием основных маневров. "Ручное пилотирование — это больше, чем координация действий штурвала и педалей. Здесь важны когнитивные навыки и понимание маневров".

Озабоченность профессиональной подготовкой летного состава в последние годы только растет — по мере роста его численности, с одной стороны, а с другой — из-за постоянно повышающегося уровня автоматизации функционала бортового оборудования. Проще говоря, приоритет в подготовке пилотов смещается с базовых навыков пилотирования на знание операционных процедур управления оборудованием кабины. Рабочая группа ICAO, сформированная как ответ на призыв пересмотреть подходы к подготовке пилотов, является наиболее скоординированной попыткой решения данного вопроса. Она состоит из четырех подгрупп, занимающихся вопросами автоматизации, подготовки и тренажеров. Отдельная подгруппа исследует, почему некоторые категории, в частности женщины, мало представлены в мировом контингенте летного состава. Эббот возглавляет подгруппу, которая изучает зависимость от автоматизации и навыки ручного пилотирования.

"Первым шагом стало выяснение масштабов проблемы, — рассказала Эббот, — является ли это глобальной проблемой, о которой стоит беспокоиться. И ответ — да". Подгруппа по автоматизации изучила обстоятельства 77 катастроф и более 300 летных происшествий, связанных с отклонением с заданного курса. Анализ данных показал, что в 36% происшествий очевидны признаки зависимости от автоматики, и эта тенденция растет. С 1990 по 2009 год зависимость проявлялась в 22% инцидентов, но с 2010 по 2021-й — в 49%.

Эббот предупреждает от поспешных выводов относительно истинности тренда, поскольку тщательно проанализирована сравнительно небольшая выборка. Такие ценные ресурсы, как данные бортовых самописцев, не всегда были доступны из-за сжатых сроков реализации программы и препятствий в их получении.

Подгруппа также выяснила, что зависимость от автоматизации является не единственным уязвимым звеном в широком применении автоматических систем. Проблему представляют также ошибки ввода данных в бортовой компьютер и неожиданное поведение самой автоматики.

В рамках исследования также проведен анализ политики эксплуатантов и документации производителей авиатехники, которая используется авиакомпаниями как основа для разработки собственных программ подготовки летного состава и руководящих документов. Это вскрыло новый пласт вопросов, в том числе расхождение между предположениями производителей авиатехники о знаниях пилотов и их действиями в различных сценариях — и реальностью, о которой сообщают эксплуатанты.

Еще одной зоной повышенного внимания является способность авиакомпаний разумно выстраивать свою политику в области стандартных процедур и подготовки летного состава, балансируя между использованием автоматики с навыками ручного пилотирования, а также то, в каком виде и насколько эффективно эти концепции доводятся до пилотов. "Автоматика и ручное управление не исключают друг друга, а обычно сочетаются", — добавила Эббот.

Результаты исследования, которое является первым этапом работы, проводимой с начала 2021 года, предоставлены только в виде внутреннего документа, доступного лишь сотрудникам ICAO. На втором этапе задача группы — на основе выводов и заключений сформировать рекомендации для использования в реальных условиях эксплуатации. "Мы разрабатываем рекомендованные практики для ICAO", — заключила Эббот. — ATO.ru

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.