Победа "всухую"
Росавиакосмос 12 марта подвел итоги проводимого им конкурса на создание нового регионального самолета и объявил победителем проект "российского регионального самолета (RRJ)", выдвинутый консорциумом во главе с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". В проекте участвуют американская самолетостроительная фирма Boeing, авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина и ОКБ им. Яковлева (см. АТО # 42, стр. 49).
Решение Росавиакосмоса не вызвало удивления у экспертов. С самого начала, уже с параметров технического задания на разработку новой машины, просматривалось их довольно плотное совпадение с характеристиками проекта RRJ. Разработчики особо и не скрывали, что специалисты ЦАГИ, которые готовили основу технического задания, консультировались с ними, благо создатели RRJ, в отличие от государственных структур, тщательно изучили требования рынка, провели многочисленные опросы потенциальных заказчиков регионального самолета как в нашей стране, так и за рубежом.
Теперь, после официальной победы в конкурсе, проект будет внесен в федеральную программу "Развитие гражданской авиатехники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.", а создатели RRJ могут рассчитывать на то, что часть их расходов покроет государство.
Впрочем, основную часть финансирования членам консорциума предстоит найти самим. Для этого они собираются привлекать инвесторов, вкладывать собственные средства, получать авансы от тех авиакомпаний, которые разместят заказы на RRJ.
В начале марта в Сиэтле руководители "Сухого" и Boeing заключили долгосрочные соглашения, которые определили рамки сотрудничества по программе RRJ. Американские самолетостроители взяли на себя обязательство оказать консультационную помощь и предоставить свою интеллектуальную собственность для проектирования, производства, сертификации, маркетинга, продаж, послепродажного обслуживания самолетов семейства и управления программой.
На сегодняшний день определены облик и характеристики самолетов семейства RRJ (на 60, 75 и 95 мест), сформулированы требования к их основным системам. В настоящее время проводится конкурс поставщиков основных систем и двигателя для самолетов семейства. По некоторым сведениям, конкурс в качестве обязательного условия предусматривает разделение финансового бремени по созданию и сертификации машины с основными поставщиками.
Хотя на момент подписания этого номера журнала в печать еще не было официально объявлено о результатах конкурса на поставку двигателей для RRJ, АТО достоверно известно, что победителем стал тандем французской двигателестроительной фирмы Snecma Moteurs и российского НПО "Сатурн", предложивший проект двигателя SM146 совместной разработки.
Информации о том, когда именно партнеры приступят к полномасштабной реализации проекта, в какие сроки будет создана новая машина и когда она будет поставлена первому заказчику, пока нет.
ОАО "Туполев", которое также участвовало в конкурсе с проектом 72-местного самолета Ту-414, похоже, не собирается сдаваться и намерено приступить, по мере сил и возможностей, к созданию этой машины. В гораздо более двусмысленном положении оказался проект 50-местного самолета Ту-324, постройка первого прототипа которого ведется на КАПО на средства правительства Татарстана. Если самый маленький самолет из семейства RRJ (на 60 пассажиров) будет предложен заказчикам, шансы найти покупателя на Ту-324, и так не слишком высокие, станут совсем призрачными.
Несуществующий пока самолет грозит конкуренцией еще двум перспективным проектам: российского 100-местного Ту-334 и украинского 70-80-местного Ан-148. Ту-334, на сертификацию и запуск в серийное производство которого в этом году направляются практически все бюджетные средства, выделяемые на поддержку гражданского самолетостроения, уже сейчас на фоне RRJ выглядит морально устаревшим и вряд ли сможет конкурировать по техническому уровню с этой перспективной разработкой, если она будет реализована.
В свою очередь региональный пассажирский самолет Ан-148 украинского АНТК им. Антонова, который может появиться на рынке в 2005 г., примерно на два года раньше RRJ, будет также подвергаться жесткому конкурентному давлению со стороны российско-американского проекта: характеристики "бумажного" самолета легче адаптировать к быстро меняющимся требованиям, нежели "живую" машину, отягченную, помимо прочего, недостатками, типичными при освоении нового лайнера в эксплуатации.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft