Покраска самолета как вид искусства
Для истинных энтузиастов авиации самолет — это не только транспортное средство. Он сам по себе и объект искусства, и полотно, на котором можно творить магию. Своими инсайтами о технических и креативных особенностях процесса покраски самолета поделились Андре Эйселе, дизайнер и владелец Aircraftstyle, и Рихардс Приедкальнс, руководитель покрасочного цеха Magnetic MRO.
Расскажите о самом запомнившемся проекте в вашей карьере и чем он был сложен.
Андре Эйселе: Для меня каждый проект — это вызов, поскольку жесткие временные рамки не дают права на ошибку. Можно назвать рутинными такие проекты, которые не меняются, например логотип
Thomas Cook “солнечное сердце" (Sunny Heart) и тому подобные. Но и в таких проектах есть свои сложности, такие как обеспечить минимально короткие сроки и абсолютную идентичность всех элементов. Если говорить про Sunny Heart, то на первый такой проект у нас ушло три дня, в следующий раз мне удалось сократить время до девяти часов на два сердца. А всего я их нарисовал штук 28.
Что касается технических трудностей конкретно в дизайне, то поскольку фюзеляж самолета — не что иное как огромная труба, то при дизайне поверхностей нужно мыслить трехмерно. Одна из труднейших задач — это адаптировать изображения голов животных к носу самолета. С другой стороны, например, градиент цвета, который растянут на весь фюзеляж, — это командная работа и сравнительно простая. Для этого нужна отличная покрасочная бригада. Я могу повлиять только на цвет и на размещение элементов.
Что меня неизменно приводит в восторг, так это взаимодействие всей команды с результатом работы, когда мы все стоим перед уникальным произведением совместного искусства; это каждый раз потрясающий опыт.
Например, нанести изображение головы тигра или леопарда на нос B-747 или B-777, хотя форма самолета для этого совершенно не подходит, — это увлекательная затея. Чтобы такой портрет смотрелся классно с любого угла, нужно рассчитать на 100% точно расположение глаз, взгляда, это крайне важно и вызывает азарт. Никто не расскажет тебе, как это сделать, поэтому тут я позволяю волне моего 40-летнего опыта вынести меня в нужном направлении.
Рихардс Приедкальнс: За десятилетнюю карьеру в авиации через мои руки прошло более 450 проектов по покраске. Практически каждый из них был чем-то интересен и почти в каждом были свои сложности. Благодаря одному из них мы и познакомились с Андре: это было начало 2014 г., и мы красили Boeing 777 для Qatar Аirways. Андре поручили нанести флаг ФК Barcelona на заднюю секцию фюзеляжа, и на создание этого произведения искусства потребовалось пять дней. Я участвовал как супервайзер и помогал с декалями и изображениями, мы работали вместе, чтобы добиться превосходного результата. Самым большим вызовом было уложиться в сроки с нанесением изображения этого флага. В те годы нужно было дать ровно 130 ч на просушку базового слоя, прежде чем наносить защитный слой. И у нас оставалось пять дней на флаг — это окно, которое невозможно ни увеличить, ни отодвинуть. Если не нанести верхний слой в установленный срок, впоследствии он может начать отслаиваться. К счастью, после бессонных ночей и многих чашек кофе, под неумолимое тиканье часов работа была выполнена вовремя и результат был отличный. Вот поэтому тот проект был особым: я познакомился с Андре и участвовал в создании шедевра.
Какие ваши любимые самолетные ливреи — не обязательно собственного исполнения?
РП: Мои любимые на все времена — это две ливреи авиакомпании Brussels Аirlines: Tomorrowland и ливрея, посвященная сборной Бельгии по футболу Red Devil. Это действительно произведения искусства с сотнями различных цветов, и глядя на них, понимаешь, сколько вложено труда и таланта. Как бывший художник я чувствую и ценю это.
Конечно, из портфолио Magnetic MRO я бы назвал три самолета А220 авиакомпании аirBaltic, с национальными флагами стран Прибалтики вдоль фюзеляжа. Для меня было большой радостью участвовать в данных проектах в качестве менеджера. В них вложено много времени и труда, и мы гордимся результатом.
AE: За последние десять лет мне повезло сотрудничать с потрясающими командами, и задачи были настолько разнообразны, что я никак не могу их сравнивать, поэтому у меня нет фаворитов.
Каковы ключевые требования и предварительные действия, которые должны учитывать клиенты, желающие получить кастомный дизайн?
RP: Ключ к успеху и качественной работе — не торопиться. Я всегда говорю, что клиенты должны учитывать, что покраска самолета сама по себе непростая и затратная по времени задача, а нанесение кастомной аэрографии на самолет — еще более нетривиальный проект, хотя бы из-за масштаба. Кроме того, я бы порекомендовал клиентам заранее задумываться о предстоящих тяжелых формах ТО, в ходе которых проводится демонтаж определенных элементов или замена, например, реверсов или кожухов двигателей. На каждом типе самолета есть определенные места, где восстанавливать кастомное изображение будет проблематично.
AE: Из моего опыта самое важное — это превзойти требования клиента. "Счастливый заказчик" — это приоритет. И очень помогает быть вовлеченным в процесс разработки дизайна на самой ранней стадии проработки идеи, поскольку коммерческие агентства графического дизайна часто не понимают, что они могут нарисовать на огромной трубе, и не понимают, что перед ними не двухмерная поверхность, к которой они привыкли. И я особенно ценю то, что моя репутация настолько укрепилась, что мои клиенты доверяют мне и дают определенную фору, некоторую степень свободы — это очень важно в кастомном дизайне.
Рихардс, расскажите о последних инновациях, которые ваше производство внедрило в практику.
RP: С точки зрения инноваций покраска самолетов все еще в каменном веке. Все еще довольно время- и трудозатратный процесс. Но вот краски и химикаты существенно прогрессировали. Сейчас, благодаря REACH, многие хроматные продукты заменены на более экологичные соединения. Предстоит еще много работы, но все движется. Если говорить об инновациях в Magnetic MRO, то мы построили специальный ангар с автоматическими системами вентиляции и обогрева. Он также оборудован светодиодным освещением по всей площади, и мы используем новейшее электростатическое оборудование для покраски.
Андре, какими техниками пользуетесь вы?
AE: Главным образом, я работаю в технике фрихенд-аэрографии (аэрография без использования трафаретов, "от руки". — Прим. ATO.ru).
Сколько по времени занимает покраска самолета по индивидуальному дизайну?
AE: Обычно мне дают 8–10 дней на A320/B-737 и 4–5 дней на B-747/B-777 — это из-за непомерной стоимости одного дня простоя. Однако для частных самолетов другая история: здесь фактор времени не так критичен, и, как правило, мне дают столько времени, сколько надо. Это значит, что я могу заниматься проектом от 3 до 4 недель.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft