Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание (9-е издание Doc 9082 ICAO)

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание содержит рекомендации и выводы Совета, вытекающие из результатов постоянного изучения ИКАО вопроса о сборах в контексте экономического положения аэропортов и аэронавигационных служб, предоставляемых международной гражданской авиации. Данная политика, призванная служить руководством для Договаривающихся государств, основана главным образом на рекомендациях в этой области, сформулированных на различных конференциях по экономике аэропортов и аэронавигационного обслуживания, которые регулярно проводятся ИКАО. Последняя такая конференция состоялась в Монреале в период с 15 по 20 сентября 2008 года (см. Doc 9908 "Доклад Конференции по экономике аэропортов и аэронавигационного обслуживания" (CEANS)). В соответствии с рекомендацией, принятой CEANS и одобренной Советом ИКАО, государствам рекомендуется включать четыре ключевых принципа взимания сборов, заключающиеся в недискриминации, увязке с расходами, транспарентности и проведении консультаций с пользователями, в свои национальное законодательство, правила или политику, а также в свои будущие соглашения о воздушном сообщении для обеспечения соблюдения их эксплуатантами аэропортов и поставщиками аэронавигационного обслуживания (ПАНО).

2. Обязательства ИКАО в области аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание вытекают из статьи 15 "Аэропортовые и подобные им сборы" Конвенции о международной гражданской авиации (Doc 7300). Эти обязательства нашли дальнейшее выражение в Сводном заявлении Организации о постоянной политике ИКАО в области воздушного транспорта, которое обновляется на каждой очередной сессии Ассамблеи; в резолюции А37-20 (добавление F "Аэропорты и аэронавигационное обслуживание") Ассамблея, в частности, предлагает Совету обновлять и перерабатывать с учетом потребностей Договаривающихся государств основные принципы и рекомендации, содержащиеся в документе Doc 9082.

3. Совет обращает внимание на необходимость проведения различия между политикой, содержа-щейся в настоящем документе, которая касается только аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание, политикой в отношении таможенных пошлин, зафиксированной в статье 24 Конвенции о международной гражданской авиации, и политикой и принципами Совета в отношении налогообложения, сформулированными в документе "Политика ИКАО по вопросу налогообложения в области международного воздушного транспорта" (Doc 8632), в котором рассматриваются вопросы взимания налогов на топливо, смазочные материалы и другие расходуемые технические запасы, вопросы налогообложения доходов международных авиатранспортных предприятий, воздушных судов и другой движимой собственности, а также вопросы взимания налогов на продажу и за использование международного воздушного транспорта. Как считает Совет, сбор – это взимаемый платеж, конкретно предназначенный и используемый для возмещения расходов, связанных с предоставлением средств и служб для гражданской авиации, а налог является взимаемым платежом, предназначенным для увеличения доходов национальных или местных правительств, которые, как правило, не используются для гражданской авиации в полном объеме или на основе понесенных затрат.

4. Финансовое положение аэропортов и ПАНО, а также их основных пользователей, зависит от функционирования национальной, региональной и мировой экономики. В структуре расходов аэропортов и ПАНО значительную долю занимают фиксированные расходы, которые в основном финансируются за счет объемов перевозок, поэтому в периоды пониженного спроса они сталкиваются с трудностями при поддержании высоких стандартов безопасности полетов, авиационной безопасности и качества обслуживания. Эксплуатанты воздушных судов стремятся уменьшить размеры выплачиваемых ими сборов. Признается, что увязать процессы долгосрочного планирования, осуществляемого аэропортами и ПАНО, с краткосрочными потребностями эксплуатантов воздушных судов непросто. Поэтому большое значение для решения этих проблем имеет взаимопонимание между поставщиками обслуживания и пользователями.

Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание

5. На организацию и экономическое развитие аэропортов и аэронавигационных служб существенное влияние оказывает ряд дополнительных факторов. В число этих факторов входят: растущая либерализация воздушных перевозок, объединение авиаперевозчиков, включая их влияние и образование альянсов, изменение подходов к финансированию, когда ожидается, что аэропорты (особенно аэропорты) и ПАНО будут нести основную ответственность за инвестирование развития своей инфраструктуры, управление пропускной способностью и решение экологических проблем.

6. Ожидается рост числа автономных структур, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и аэронавигационных служб. В результате этого все чаще возникают ситуации, когда эксплуатацией аэропорта и предоставлением аэронавигационного обслуживания (диспетчерского обслуживания подхода, аэродромного диспетчерского обслуживания и аэронавигационного обслуживания на маршруте) занимаются разные структуры. Кроме того, будут требоваться дополнительные ресурсы на решение проблемы перегруженности аэропортов и воздушного пространства, внедрение спутниковых систем связи, навигации и наблюдения (CNS) и организации воздушного движения (ОрВД) на основе Глобальной эксплуатационной концепции ОрВД ИКАО, а также других многонациональных средств и служб.

7. В этих условиях многие аэропорты и ПАНО могут счесть необходимым повысить свои сборы, а в случае аэропортов – сделать больший акцент на дальнейшее увеличение доходов от неавиационных источников. Признавая, однако, что пользователи сталкиваются с ограничениями в своем выборе конкретных аэропортов и нужных маршрутов, Рекомендуется проявлять осторожность при попытках компенсировать недобор поступлений и учитывать последствия увеличения сборов для эксплуатантов воздушных судов и конечных пользователей.

8. Необходимо обеспечивать баланс между соответствующими интересами аэропортов и ПАНО, с одной стороны, и эксплуатантов воздушных судов и конечных пользователей, с другой стороны, принимая во внимание значение системы воздушного транспорта для государств и ее влияние на развитие экономических, культурных и социальных связей между государствами. Это приобретает особое значение в периоды экономических трудностей. В связи с этим рекомендуется, чтобы государства поощряли расширение сотрудничества между аэропортами и ПАНО и эксплуатантами воздушных судов для обеспечения разумного распределения экономических трудностей, с которыми они сталкиваются.

9. Наиболее значительные трудности, связанные с предоставлением и техническим обслуживанием аэропортовых и аэронавигационных средств и служб, требуемых региональными аэронавигационными планами, испытывают страны со слаборазвитой экономикой, причем основными среди этих проблем являются ограниченность финансовых ресурсов для экономического развития в целом, придание первостепенного значения другим секторам экономики, чьи нужды считаются более насущными, неполное использование аэропортов и аэронавигационных служб, высокая стоимость приобретения оборудования у других государств и трудности с набором и сохранением достаточной численности квалифицированного персонала. Совет будет и впредь предпринимать соответствующие действия по обеспечению оказания таким государствам дополни-тельной помощи в планировании и финансировании аэропортовой и аэронавигационной инфраструктуры, а также в предоставлении адекватных людских ресурсов.

10. В соответствии с предложением Конференции 2008 года (CEANS) Секретариат собирает получаемую от государств информацию о реализации ими принципов, применимых к аэропортовым сборам и сборам за аэронавигационное обслуживание, которые изложены в настоящем документе. Эта информация публикуется на веб-сайте ИКАО http://www.icao.int в виде дополнения к данному документу и время от времени обновляется.

11. Глоссарий терминов, используемых в данном документе, содержится в добавлении 3. Для оказания помощи государствам в осуществлении данной политики Секретариат ИКАО разработал два регулярно обновляемых руководства: Руководство по экономике аэропортов (Doc 9562) и Руководство по экономическим аспектам аэронавигационного обслуживания (Doc 9161). Параллельная политика Ассамблеи и Совета по регулированию деятельности воздушных перевозчиков излагается в документе "Политика и инструктивный материал в области экономического регулирования международного воздушного транспорта" (Doc 9587), который аналогичным образом дополняется Руководством по регулированию международного воздушного транспорта (Doc 9626). ИКАО собирает и публикует всемирные данные об авиационных сборах в документе "Тарифы на услуги аэропортов и аэронавигационных служб" (см. Doc 7100), а данные о перевозках и финансовые данные по аэропортам и аэронавигационным службам собираются посредством статистических форм и периодических обзоров, которые публикуются на вебсайтах ИКАО (http://www.icao.int и http://www.icaodata.com соответственно).

Полный текст см. в приложении

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.