Правила экономов

В 1971 г. начала перевозки первая "дешевая" авиакомпания, техасская Southwest Airlines. Тогда мало кто верил, что этот "гадкий утенок" выживет. Однако прошло тридцать лет, а SWA не только не разорилась, но и вошла в четверку крупнейших авиаперевозчиков Америки (см. ATO #36, стр. 15). Такой успех не мог остаться незамеченным, и в 90-х годах еще несколько авиакомпаний США и Европы взяли на вооружение новую модель ведения бизнеса, предлагая пассажирам отказаться от ставшего привычным набора услуг при воздушных путешествиях в обмен на дешевизну и доступность перевозок.
Тяжелейший кризис гражданской авиации мира, разразившийся после событий 11 сентября в США, подтвердил жизнеспособность специализированных авиакомпаний, работающих на узких сегментах рынка при минимальных издержках. В то время как мировая индустрия воздушных перевозок в целом сообщает об огромных убытках, авиакомпании-без-излишеств не только квартал за кварталом показывают положительные финансовые результаты, но и, используя панические настроения рынка, укрепили свой штат высококлассными специалистами, наращивают парк воздушных судов, открывают новые маршруты. В экстремальной ситуации именно "дешевая" бизнес-модель доказала свое превосходство над стандартным подходом к бизнесу ближнемагистральных перевозок.
Вместе с тем в последние годы начались качественные изменения и в самой концепции "дешевых" перевозок. После расцвета специализированных, вновь созданных авиакомпаний многие маститые перевозчики бросились создавать специализированные подразделения или дочерние авиакомпании, работающие в "дешевом" секторе. Конкуренция в нем стала нарастать, и в результате появилось второе поколение авиакомпаний-без-излишеств, пионером которых явилась американская JetBlue.
Формально всех "дешевых" перевозчиков объединяет одна общая черта - существенно меньшая, чем у традиционных компаний, стоимость перевозки. Но здесь важно не перепутать причину и следствие. Многие перевозчики, в том числе и отечественные, практикуют снижение тарифов как для стимуляции объема перевозок, так и для вытеснения конкурентов с рынков. При этом они несут операционные убытки, которые либо съедают прибыль с иных маршрутов, либо рано или поздно приводят компанию к банкротству.
"Дешевые" перевозчики, по крайней мере те из них, кто доказал свою жизнеспособность годами работы, используют иные бизнес-модели, в основе которых лежат скрупулезный экономический расчет и применение высоких технологий, что позволяет свести к минимуму издержки авиаперевозок.

Герберт Келлехер - первооткрыватель "дешевой"
бизнес-модели
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2025 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.