Правительство РФ не одобрило законопроекты №№ 508710-5 и 508713-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об аэропортах и деятельности в аэропортах РФ"
№ 508710-5
Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 508710-5 "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" (далее – законопроект).
Представленным законопроектом предлагается урегулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности в аэропортах Российской Федерации, установить порядок размещения аэропортов, обеспечения их инфраструктурой, регистрации аэропортов, порядок управления аэропортами и осуществления деятельности в аэропортах, в том числе оказания услуг, а также закрепить основы государственного регулирования деятельности аэропортов.
Вместе с тем, отдельные положения законопроекта противоречат законодательству Российской Федерации. Так, например, законопроектом предусматривается наделение главного оператора аэропорта правом удерживать воздушные суда в случае неисполнения авиаперевозчиками обязательств по оплате предоставленных аэропортовых услуг.
Однако согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Подпунктом 7 части 1 статьи 17 законопроекта главному оператору аэропорта предоставляется право приостанавливать обслуживание воздушных судов авиаперевозчиков в случае систематической ненадлежащей оплаты последними оказанных им услуг.
При этом, согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, употребление категорий оценочного характера (в данном случае "систематическая ненадлежащая оплата") в проекте нормативного правового акта является коррупциогенным фактором.
Кроме того, ряд вопросов, содержащихся в законопроекте, уже урегулирован законодательством Российской Федерации.
Так, например, статьей 9 законопроекта предлагается установить государственную регистрацию аэропортов и аэродромов.
При этом вопросы государственной регистрации аэропортов и аэродромов урегулированы статьей 41 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также приказом Минтранса России от 22.12.2008 № 217 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта исполнения государственных функций по организации и проведению в установленном порядке обязательной сертификации аэропортов и ведению государственного реестра аэропортов Российской Федерации".
Статьей 11 законопроекта предусмотрено определение порядка сертификации аэропортов, их объектов и оборудования.
Однако вопросы сертификации аэропортов, их объектов и оборудования урегулированы статьями 8 и 48 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 24.04.2000 № 98.
Также законопроект содержит значительное количество отсылочных и декларативных норм (например, статья 12, часть 2 статьи 22, часть 1 статьи 26, статья 35).
При этом в законопроекте отсутствуют положения, не урегулированные законодательством Российской Федерации. В частности, отсутствует механизм обеспечения конкуренции в крупных аэропортах; отсутствуют положения, определяющие единую структуру и технологию осуществления аэропортовой деятельности и ответственность за её осуществление; не урегулирован вопрос совместной эксплуатации аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования; не урегулированы вопросы эксплуатации федерального имущества аэродромов и совершенствования налогового законодательства в отношении аэропортовой деятельности.
Законопроектом предусмотрены 3 критерия классификации аэропортов и 1 критерий классификации аэродромов. Вместе с тем, не ясны цели и задачи предлагаемых классификаций.
Законопроектом предлагается ввести понятия "инфраструктурный платеж", "концессионный платеж". Однако определения, а также порядок установления таковых в законопроекте четко не определены. Поскольку за пользование объектами инфраструктуры аэропорта взимаются аэропортовые сборы, а при установлении аэропортовых сборов учитываются инвестиционные потребности аэропортов на развитие их инфраструктуры, имеются основания полагать, что введение таких терминов как концессионные и инфраструктурные платежи создадут предпосылки для значительного и необоснованного роста стоимости услуг аэропортов без повышения их качества.
Статьей 3 законопроекта предлагается установить определение "инфраструктура аэропорта – аэровокзальный комплекс, аэродром, стоянки автотранспорта, объекты коммунального хозяйства, линии электропередач, объекты электросетевого хозяйства, трубопроводы нефти, газа и продуктов их переработки, газораспределитьльные системы, автомобильные дороги, железнодорожные пути, прочие объекты и коммуникации, необходимые для обеспечения деятельности аэропорта, а также иные объекты общего пользования".
При этом отнесение автомобильных дорог, железнодорожных путей, трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки к инфраструктуре аэропорта, требует дополнительного обоснования.
Одновременно необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации ведётся работа над проектом федерального закона "Об аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который уже согласован заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и по которому получено заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
В настоящее время данный законопроект направлен на экспертизу в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
На основании изложенного, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
№ 508713-5
Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 508713-5"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" (далее – законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы с целью приведения их в соответствие с положениями проекта федерального закона № 508710-5 "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" (далее – законопроект № 508710-5).
Так, законопроектом предлагается внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, предусматривающие обеспечение авиационной безопасности аэропортов без привлечения подразделений вневедомственной охраны МВД России.
Вместе с тем в пояснительной записке отсутствует обоснования данной меры и оценка ее влияния на обеспечение авиационной безопасности в аэропортах.
Статьёй 8 законопроекта предлагается расширить перечень исключений, содержащихся в части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), путем дополнения пунктов 14-17, в соответствии с которыми лицам, указанным в данных пунктах, передача государственного и муниципального имущества осуществляется без проведения торгов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества может осуществляться без проведения торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, поскольку законопроектом № 508710-5 предусматривается возможность передачи государственного и муниципального имущества без проведения конкурса, внесение изменений, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 законопроекта, в статью 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ не требуется.
Кроме того, включение пунктов 16 и 17 в перечень исключений, содержащихся в части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ, будет противоречить части 1 статьи 37 законопроекта № 508710-5, согласно которой не допускается предоставление в аренду имущества аэродрома, назначение которого неразрывно связано и обеспечивает единый технологический процесс, находящегося в государственной и муниципальной собственности, разным лицам.
На основании изложенного и учитывая, что содержание законопроекта связано с законопроектом № 508710-5, по которому Правительством Российской Федерации дан отрицательный официальный отзыв, законопроект не поддерживается.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft