Пролет нормальный
Александр БАТАЛОВ,
к. ю. н., преподаватель кафедры международного права юрфака МГУ им. М. В. Ломоносова
На протяжении ряда лет необходимость платежей "Аэрофлоту" при осуществлении пролетов над Россией по транссибирским маршрутам вызывает недовольство у иностранных авиапредприятий и авиационных властей многих государств. По их мнению, Российская Федерация в лице ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии", взимая сборы за пролет через свою территорию, нарушает принципы свободной торговли. В основе разногласий, очевидно, лежат экономические и политические причины. Вместе с тем необходимо особо отметить и недостаток ясного понимания проблемы с международно-правовой точки зрения как за рубежом, так и в России. Поэтому, не касаясь политических аспектов, попытаемся провести как можно более объективный правовой анализ данной проблемы.
Право пролетов в системе коммерческих прав
Согласно статье 6 Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной 7 декабря 1944 г. (далее — Чикагская конвенция 1944 г.), регулярные международные воздушные сообщения могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства только по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. Данное положение прямо вытекает из основополагающего принципа международного воздушного права, также закрепленного в Чикагской конвенции 1944 г. — принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Каждое государство вправе разрешать, ограничивать и запрещать, а также регулировать порядок выполнения любых полетов на свою или через свою территорию, включая полеты с целью коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
В настоящее время регулярные воздушные сообщения между большинством государств, включая Российскую Федерацию, устанавливаются и регламентируются главным образом на основе двусторонних межправительственных соглашений. В их рамках государства определяют договорные воздушные линии и обмениваются коммерческими правами, позволяющими авиапредприятиям перевозить пассажиров, грузы и почту. В международном воздушном праве коммерческие права подразделяются в зависимости от их объема на несколько категорий — так называемые свободы воздуха. В настоящее время практика регулирования международных воздушных сообщений позволяет выделить семь свобод воздуха (см. врезку).
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft