Работы вертолетам добавится
Даже не имея на руках отчетности за прошедший год по всем российским эксплуатантам вертолетов, можно утверждать, что стагнация на рынке воздушных перевозок, вызванная беспрецедентным ростом цен на топливо, их практически не затронула. Более того, следует ожидать, что в текущем году показатели вертолетчиков будут улучшаться и далее, — залогом тому являются высокие мировые цены на нефть.
Впечатляющие результаты продемонстрировала авиакомпания UTair — один из четырех ведущих в мире и крупнейший в России оператор вертолетов, на долю которого приходится свыше 14% вертолетных работ на российском рынке. В ее парке насчитывается 169 винтокрылых машин, в том числе 19 Ми-26Т, 7 Ми-10К, 28 Ми-8МТВ, 1 Ми-8АМТ и 114 Ми-8Т(П).
Суммарный налет на вертолетах UTair превысил 58 тыс. ч, из них налет в России составил 36,5 тыс. ч. Доходы от работ возросли на 26,6% и превысили 3,166 млрд руб. Расходы, несмотря на пресловутое удорожание топлива, увеличились не столь значительно (на 16,7%) и составили 2,115 млрд руб. Это позволяет сделать вывод, что компания сумела сократить издержки и повысить эффективность своего бизнеса. Рентабельность вертолетных работ достигла 49,7% (в прошлом году — 38%). Разумеется, показатели рентабельности сильно зависят от того, как разнесены статьи расходов в бюджете авиакомпании, занимающейся как вертолетными, так и самолетными перевозками. По словам представителей UTair, рентабельный вертолетный бизнес позволяет дотировать самолетные перевозки.
Многие другие компании в прошлом году тоже выступили неплохо. К примеру, Нефтеюганский объединенный авиаотряд, располагающий парком из 17 вертолетов Ми-8МТВ, 13 Ми-8Т и 5 Ка-52Т. В России основным профилем работ компании является обслуживание геологоразведочных экспедиций; за рубежом полеты в Абхазии, Конго, Судане, Эфиопии и Западной Сахаре выполняются по контрактам с ООН. По данным руководства Нефтеюганского ОАО, налет в 2005 г. возрос на 16% и составил в среднем 2700 ч на каждый вертолет. Доходы в 2005 г. поднялись более чем на 30%, компания работает с прибылью. На ремонт и работы по поддержанию летной годности в прошлом году было потрачено 193 млн руб., из них свыше 30 млн — на дооборудование вертолетов в соответствии с международными требованиями. Растущий спрос на работы обусловил и расширение парка. В 2005 г. Нефтеюганский ОАО приобрел за счет заемных средств на вторичном рынке один вертолет Ми-8МТВ, еще два вертолета были взяты в финансовый лизинг у компании "Уралсиблизинг" сроком на три года.
Схожая ситуация и в авиакомпании "Таймыр", парк которой насчитывает 18 вертолетов Ми-8Т и пять Ми-8МТВ. По данным руководства компании, налет на ПАНХ возрос на 11% и составляет в среднем 1500 ч на одно ВС. Доходы от ПАНХ увеличились на 43%, расходы — на 23%; рентабельность превысила 9%. Компания занимается расширением парка: в 2005 г. началась эксплуатация одного Ми-8МТВ "салон", еще один Ми-8МТВ "Таймыр" планирует получить в I квартале текущего года.
Улучшение показателей вертолетных компаний обусловлено общим ростом российской экономики. Вместе с тем можно прогнозировать повышенный спрос на обслуживание геологоразведочных работ, особенно в нефтегазовом комплексе. Парадокс в том, что в 2005 г., несмотря на резкое повышение цен на нефть, рост добычи нефти в России составил всего 2,4%. Более того, примерно 40% этого роста обеспечила всего одна компания "Сургутнефтегаз", доля которой в общем объеме добычи нефти в России составляет менее 14%. Большинство нефтяных компаний на протяжении ряда лет занимались исключительно эксплуатацией уже освоенных месторождений и поэтому оказались не способны нарастить объем добычи. По мнению ряда аналитиков, в нынешнем году можно ожидать еще большего снижения темпов роста нефтедобычи. Рыночная конъюнктура подталкивает нефтяников к активизации работ, но результат не может быть мгновенным — инвестиционный цикл составляет около пяти лет. В 2005 г. объем эксплуатационного бурения возрос на 7,2%, разведочного — на 7,5%. Однако и тут лидирует "Сургутнефтегаз", обеспечивший 45% эксплуатационного бурения и 40% разведочного (см. таблицу). Регион добычи "Сургутнефтегаза" традиционно обслуживает компания UTair, что, вероятно, отчасти объясняет достигнутые ею результаты. Но и другим вертолетным компаниям работы добавится. Примерный список потенциальных заказчиков также приведен в таблице.
Компания
|
Эксплуатационное бурение
|
Разведочное бурение
|
---|---|---|
"Сургутнефтегаз" |
2 964
|
164
|
"Лукойл" |
1 900
|
104
|
"Роснефть" |
1 059
|
41
|
"ТНК-BP" |
833
|
38
|
"Сибнефть" |
727
|
23
|
"Славнефть" |
626
|
39
|
"Татнефть" |
460
|
48
|
"Юкос" |
106
|
8
|
Источник: ИГ "Регион".
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS