Радиомаяки неизбежны?

Впервые после начала административной реформы, приведшей к реформированию системы органов государственного регулирования воздушного транспорта, чиновники и авиакомпании вступили в противостояние, чреватое потерями как для одной, так и для другой стороны.
Еще в конце августа прошлого года Минтранс РФ выпустил приказ, запрещающий эксплуатацию ВС, не оснащенных двумя аварийными радиомаяками, один из которых автоматический (см. АТО # 56, стр. 47). Запрет должен был вступить в силу с 1 января 2005 г., но срок оказался нереальным, поскольку промышленность до конца года не успела даже разработать техническую документацию. Поэтому Минтранс был вынужден продлить сроки завершения работ до конца I полугодия, а для части типов ВС - до конца 2005 г.
Однако и эти сроки, похоже, нереальны. 19 апреля министр транспорта Игорь Левитин направил в Минпромэнерго письмо с просьбой принять срочные меры для завершения работ по внедрению радиомаяков. До настоящего времени из 30 летающих отечественных типов ВС документация в полном объеме оформлена только на 17. Из примерно 2500 эксплуатируемых в стране самолетов и вертолетов на середину апреля маяками было оснащено лишь около 400.
Впрочем, спрос на маяки, по-видимому, окажется меньше прогнозируемого. По мнению представителей авиакомпаний, оснащать маяками и другим дорогостоящим оборудованием (например, системами раннего предупреждения приближения к поверхности земли) те машины, у которых нет ясных перспектив по продлению ресурса, бессмысленно - такие ВС дешевле сразу списывать. А технический директор одной из авиакомпаний в своих прогнозах пошел еще дальше. Уже сейчас, как говорит он, наблюдается заметное число ложных срабатываний автоматических маяков. Когда ими будут оснащены все ВС российского парка, от самой затеи придется отказаться, поскольку ложные срабатывания "забьют" все каналы связи системы КОСПАС-SARSAT и на их фоне трудно будет заметить настоящий аварийный сигнал.
Но пока ситуация такова: документации на установку все еще не хватает, темпы и объемы выпуска маяков тоже невелики, ведь делают их только на опытном производстве НИИ Космического приборостроения, и поэтому можно ожидать, что дооборудовать свои ВС к установленным срокам успеют не все. Вместе с тем министр настроен жестко и потребовал довести до сведения эксплуатантов, что переноса установленных сроков выполнения работ не будет, а эксплуатацию не оборудованных маяками самолетов и вертолетов запретят.
Таким образом, если теперь Минтранс вновь пересмотрит свое решение, его авторитет пошатнется. А если выполнит, - будет нанесен довольно серьезный урон авиакомпаниям, провозные емкости которых снизятся.

Тип ВС

Эксплуатируется в РФ

Оснащено АРМ

Оснащено АРМ, %

Уровень оснащенности наиболее распространенных российских ВС аварийными радиомаяками (АРМ)*

Ту-154

252

154

61

Ту-204

9

2

22

Ту-214

6

3

50

Ан-124

21

15

71

Ан-24

114

23

20

Як-42

66

19

29

Ил-86

47

14

30

Ил-76

88

12

14

Ил-96

14

11

79

Ил-62

43

4

9

Ми-8

641

34

5

Ми-26

26

4

15

* По состоянию на апрель 2005 г.
Источник: Министерство транспорта РФ.

 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.