Разрешите слиться

Источник:
: Авиакомпании
Подробно об авторе:
Йенс ФЛОТТАУ, Дубай; Сюзанна РЭЙ, Сиэтл; Даррен ШЕННОН, Вашингтон

Два события, произошедшие недавно в авиационном мире, без сомнения, окажут серьезное влияние на отрасль. В течение одного дня в рамках дубайского авиасалона несколько ближневосточных перевозчиков заказали в совокупности 361 широкофюзеляжный самолет. Тем временем в США US Airways и American Airlines заключили мировое соглашение с Департаментом юстиции, в результате которого уже до конца года может быть создана крупнейшая авиакомпания в мире.
На первый взгляд между этими двумя новостями нет ничего общего. Но бурный рост ближневосточных операторов вполне способен повлиять на процессы консолидации авиатранспортной отрасли — и не только в США. Конкурентное давление со стороны авиакомпаний из Персидского залива может оказаться настолько сильным, что перевозчикам в других регионах, неспособным привлечь средства на приобретение большого количества новых самолетов, придется изыскивать иные возможности роста.
"Американская авиатранспортная отрасль уже исчерпала возможности создания совместных предприятий и заключения код-шеринговых соглашений, так что единственным оставшимся вариантом дальнейшего развития может стать лишь снятие запретов на иностранное владение акциями перевозчиков, — говорит Уильям Свелбар, сотрудник Массачусетского технологического института. — И агрессивный рост ближневосточных авиакомпаний может ускорить этот процесс. По моему мнению, активных шагов по лоббированию открытия границ для иностранных акционеров следует ждать, скорее, со стороны европейских перевозчиков, а не американских. Слишком многим не нравится стремительная экспансия Emirates".
Но даже если забыть на минуту о конкуренции со стороны ближневосточных авиакомпаний, процесс консолидации сетевых перевозчиков в США совсем не обязательно завершится после планируемого слияния US Airways и American. Кроме получившейся в результате объединения структуры, которая сохранит имя American Airlines, на американском рынке теперь останутся два крупных конгломерата — United и Delta. По мнению аналитика Джорджа Хэмлина из Hamlin Transportation Consulting, далеко не факт, что три компании смогут долго просуществовать бок о бок, — рано или поздно одна из них может захотеть обойти двух других конкурентов. По прогнозам Хэмлина, в будущем, возможно через 5–10 лет, произойдет очередное поглощение и от трех перевозчиков на рынке останутся лишь два.
Это мнение разделяет президент JetBlue Дэйв Барджер. "Не думаю, что процесс консолидации завершен", — говорит он, отмечая, что Delta недавно начала агрессивную экспансию на рынке Сиэтла, где базируется Alaska Airlines. Все большее число экспертов (включая Барджера) сходятся во мнении, что Delta пытается "задавить" Alaska, вынудив акционеров последней в конце концов согласиться на поглощение.
Аналитик американской CRT Capital Group Майкл Дерчин отмечает, что, поскольку сегмент низкотарифных перевозок страны остается сравнительно неконсолидированным (если не считать приобретения компанией Southwest перевозчика AirTran в 2011 г.), в какой-то момент и этот сектор, вероятно, ожидает череда слияний и поглощений. По его мнению, возможными претендентами на консолидацию являются такие бюджетные перевозчики, как Spirit, Frontier, JetBlue и Virgin America. С другой стороны, полагает, Дерчин, процесс консолидации сетевых авиакомпаний уже практически завершен и слияние American с US Airways станет последним крупным событием такого рода.
Впрочем, эксперты расходятся во мнениях по поводу того, насколько в действительности значимым станет это слияние. Дерчин называет его переломным моментом. По его словам, американская авиатранспортная отрасль пережила очень непростой период и сейчас наступает время, когда акционеры авиакомпаний, включая менеджмент, рядовых сотрудников и кредиторов, наконец-то начнут пожинать плоды консолидации. Дерчин уверен, что пассажиры тоже оценят увеличение прибыльности авиакомпаний: "Перевозчики, находящиеся на грани банкротства, не станут тратить деньги на повышение уровня сервиса, обновление парков, а также попытки борьбы за клиента с азиатскими и европейскими авиакомпаниями".
Майкл Левин, бывший топ-менеджер одной из авиакомпаний, а ныне сотрудник юридической школы Нью-Йоркского университета, категорически не согласен. По его мнению, суть изначальной претензии Департамента юстиции США к планам слияния American и US Airways заключалось в том, что оно привело бы к созданию трехсторонней олигополии на рынке, подспудно ущемляющей свободную конкуренцию. Департамент признал наличие проблемы концентрации перевозок в нескольких аэропортах страны, но отметил при этом, что даже тот положительный эффект, который даст в этой области слияние двух перевозчиков, будет несопоставим с негативными последствиями для конкурентной среды.
Однако авиаперевозчики, профсоюзы, финансовые институты и администрации городов, в которых расположены крупнейшие аэропорты, объединили усилия с целью лоббирования сделки в расчете получить свою долю от монопольных доходов, которые принесло бы слияние. В конце концов Департамент юстиции сдался. Левин утверждает, что от объединения двух авиакомпаний выиграют как большая тройка сетевых перевозчиков, так и низкотарифные операторы, — но отнюдь не пассажиры. "Отказ American и US Airways от части слотов увеличит стабильность "зонтика цен", под защитой которого находятся Southwest, JetBlue и другие авиакомпании, крепче привяжет их ценовую политику к политике крупных сетевых перевозчиков, сделав ее более предсказуемой и контролируемой, — говорит он. — Таким образом, сетевая олигополия не будет давить более мелкие компании, пока их тарифы остаются близкими к тарифам сетевых гигантов. Иными словами, низкотарифным перевозчикам будет выгоднее ориентироваться в вопросах ценообразования на олигополию, чем агрессивно с ней конкурировать".
У Хэмлина — свое мнение: "Я не большой поклонник консолидации. Я понимаю, почему перевозчики идут на этот шаг. Проблема вот в чем: из шести сетевых перевозчиков США на рынке вскоре останутся лишь три. Теоретически, в результате мы можем получить снижение тарифов, но, вообще-то, речь идет о традиционных компаниях, которым чужда низкотарифная модель. Кроме того, согласно экономической теории творческого разрушения необходимо периодически вырубать подлесок и ликвидировать сухостой, чтобы экосистема могла восстановиться. Если же только и делать, что объединять перевозчиков целиком, с экономической точки зрения это не самый оптимальный путь".
American и US Airways, по всей видимости, закроют сделку в течение нескольких недель. Новая авиакомпания станет крупнейшим перевозчиком в мире, обогнав по размерам нынешнего лидера — Delta Air Lines. По условиям соглашения обе авиакомпании откажутся от весьма незначительного количества слотов на взлетно-посадочные операции в вашингтонском аэропорту им. Рональда Рейгана и нью-йоркском Ла-Гуардиа, а также от слотов стоянки в бостонском аэропорту Логан, чикагском О’Хара, в аэропорту Лав-Филд в Далласе, в лос-анджелесском международном аэропорту и международном аэропорту Майами.
Соглашение будет заключено спустя три месяца после того, как Департамент юстиции и прокуратуры шести штатов через суд потребовали отмены сделки, утверждая, что она ограничит конкуренцию на рынке авиаперевозок США. Рассмотрение иска должно было начаться 25 ноября, но не состоялось — спор удалось разрешить во внесудебном порядке.
В настоящее время соглашение о слиянии рассматривает судья, ведущий дело о банкротстве American. Авиакомпания попросила об ускоренном рассмотрении, первое слушание состоялось в конце ноября. Однако сделку должен также одобрить окружной суд в Вашингтоне. Если у обоих судебных инстанций не возникнет возражений, слияние двух перевозчиков, скорее всего, состоится до конца декабря.
Одними из первых выгоду от этой сделки получат Southwest и JetBlue. Департамент юстиции, резко сменив тон, заявляет теперь, что запланированное слияние American и US Airways гарантирует более широкое присутствие низкотарифных авиакомпаний в крупнейших американских аэропортах. По условиям соглашения к JetBlue перейдут 16 слотов взлета-посадки в аэропорту им. Рональда Рейгана, которые перевозчик сейчас арендует у American. Southwest же получит 10 слотов в Ла-Гуардиа, которые он также арендует у American.
Обновленная American дополнительно откажется еще от 122 слотов взлета-посадки, включая 88 слотов в аэропорту им. Рональда Рейгана (где нынешняя American сейчас контролирует 57% всех слотов) и 34 — в Ла-Гуардиа. Департамент юстиции выставит высвободившиеся слоты на продажу, но когда это может произойти, не сообщается. По заявлению департамента, преимущество будут иметь авиакомпании, уже присутствующие в данных аэропортах, но пока не имеющие там значительного количества стояночных слотов и слотов взлета-посадки. Если JetBlue или Southwest откажутся от назначенных им слотов, те будут переданы другим низкотарифным перевозчикам.
Впрочем, бюджетные авиакомпании могут столкнуться с конкуренцией со стороны Delta. Сразу же после того, как American и US Airways объявили о своем объединении, Delta заявила, что приветствует мировое соглашение и рассчитывает приобрести высвобождаемые слоты, особенно в аэропорту им. Рональда Рейгана.
 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.