Резервы экономии
В сегодняшних условиях рынка авиаперевозок "оптимизация" становится ключевым словом для всех процессов функционирования авиакомпании. Учитывая, что в структуре расходов авиакомпании ТОиР занимает от 10 до 15%, что в абсолютных цифрах выливается для крупных перевозчиков в миллиарды долларов, изыскание резервов экономии без ущерба для эксплуатационной безопасности — очевидная общеотраслевая необходимость. Именно на это направлена деятельность рабочей группы IATA по инжинирингу и техобслуживанию (EMG), о новых инициативах которой рассказал технический директор "Аэрофлота" Юрий Белых.
Деятельность группы по инжинирингу и техническому обслуживанию IATA (участие России в которой пока обеспечено только "Аэрофлотом") организована по ряду направлений, длинный список которых включает разработку программ по оптимизации ТО, требований к качеству подготовки авиационных специалистов, развитие практики применения неоригинальных запчастей, утвержденных к использованию авиационными регулирующими органами (PMA), внедрение электронной системы материально-технического снабжения (е-procurement), повышение эффективности инвентаризации и учета.
Некоторые результаты работы EMG изложены в Руководстве IATA по программе оптимизации техобслуживания (Maintenance Optimization Guidance Material), которое содержит рекомендации по улучшению показателей техобслуживания и снижению расходов. По статистике IATA, выполнение этих рекомендаций позволило авиакомпаниям достичь общей экономии в организации ТО от 10 до 25%, повысить продуктивность использования рабочей силы на 20-25%, сократить объем внеплановых работ на 40-60%, а время выполнения цикла тяжелых форм — на 10-25%, снизить затраты на системы учета и инвентаризации на 15-35%. Общая же экономия в масштабах отрасли составила за прошедший год около 300 млн долл.
В своем докладе на конференции "ТОиР: перспективы российского рынка" Юрий Белых подробно изложил суть мер, посредством которых были получены такие результаты (см. схему). В частности, он рассказал о стандартизированной системе обмена данных в сфере ТО между авиаперевозчиками. Такая система создана и включает на сегодня примерно 25 авиакомпаний-участников, в том числе и "Аэрофлот". "Мы заполняем формы, в которых показываем все расходы, связанные с ТОиР, эти данные направляются в рабочий комитет IATA, где они обобщаются и обрабатываются с помощью представителей производителей ВС и авиакомпаний. В дальнейшем подготавливаются рекомендации относительно слабых мест в организации ТОиР конкретной авиакомпании", — объяснил Юрий Белых.
Одной из задач EMG является разработка реалистичной модели выполнения сервисных бюллетеней, базирующейся на концепции возврата инвестиций. Статистика показывает, что только 30% сервисных бюллетеней внедряется на самолетах, то есть львиная доля издаваемых в промышленности бюллетеней неэффективны и приводят к лишним затратам. Чтобы исправить ситуацию, IATA ставит перед производителями авиатехники задачу доказывать необходимость выпуска каждого сервисного бюллетеня.
Еще более остро стоит вопрос повышения профессиональных навыков и эффективности работы персонала, расширение практики многопрофильного обучения. К 2020 г. в эксплуатацию поступит дополнительно около 17 тыс. ВС, для обслуживания которых требуется подготовить инженерно-технический персонал. Массовость этой подготовки может негативно сказаться на ее качестве. EMG заведомо ставит задачу разработать стандарты и программы компьютерного обучения.
Аудит провайдеров
Успех аудита эксплуатационной безопасности IOSA, который с момента внедрения в практику авиакомпаний в 2003 г. был признан авиационными властями большинства государств, стимулировал IATA к разработке аналогичных программ для сопредельных с авиаперевозками видов бизнеса. С конца 2006 г. ведется работа по внедрению аудита эксплуатационной безопасности наземного обслуживания ISAGO (см. АТО # 78 с. 40), а в прошлом году рабочая группа IATA по инжинирингу и техобслуживанию выступила с инициативой создания универсальной процедуры освидетельствования независимых провайдеров услуг по ТОиР. Регулирующие органы ряда стран, в частности FAA США, выразили поддержку этой инициативы и настаивают на ее скорейшей реализации. К концу этого года завершится вторая фаза работы, результатом которой станет Audit Template — формализованный документ, содержащий описание модели и формата аудита, стандартов, процессов его организации и проведения. В процесс разработки помимо авиакомпаний и организаций ТОиР вовлечены ICAO и представители национальных регулирующих госорганов, а также производители авиатехники, поставщики комплектующих и лизинговые компании. Последние заинтересованы в существовании подобной программы, так как она позволит сохранять высокую остаточную стоимость самолетов, благодаря учету и контролю над всеми операциями, совершаемыми со сданными в аренду ВС.
Как и в случае с IOSA и ISAGO, основной задачей, которую преследует IATA, является стандартизация требований к деятельности независимых предприятий, задействованных в техобслуживании авиатехники и исключение множества аудитов, проводимых компаниями-партнерами, властями, поставщиками и т. д. Поскольку уровень оснащения, квалификация персонала и качество выполняемых работ в разных странах существенно отличаются, единый аудит должен способствовать усовершенствованию бизнес-процессов и производственной деятельности провайдеров услуг по ТОиР и в конечном счете — повышению безопасности полетов в масштабах отрасли.
Залогом успеха, как и во всех глобальных инициативах, является признание процедуры и ее результатов национальными авиационными властями, выраженное в соответствующих законодательных актах. По словам Юрия Белых, российские эксплуатанты зачастую не могут пользоваться рекомендациями IATA, поскольку отечественные правила по данным вопросам либо отсутствуют, либо не адаптированы к международной практике.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent