Российские авиакомпании дозрели до опта зарубежных самолетов

Сколько бы ни жаловалась отечественная авиапромышленность на отсутствие поддержки со стороны государства, она все же была защищена от ввоза иностранных самолетов таможенными пошлинами, делающими эксплуатацию импортных лайнеров в России нерентабельной. Конечно, российских авиапромышленников раздражали авиакомпании "Аэрофлот" и "Трансаэро", получившие от правительства освобождение от пошлин. Но другие наши перевозчики таких льгот не имеют, и руководители российского авиастроения могли до поры до времени чувствовать себя в относительной безопасности от массового вторжения иностранной авиатехники. Однако теперь то, что им раньше могло привидеться лишь в самых страшных снах, начинает становиться явью. Цены на подержанные западные лайнеры упали настолько, что наши перевозчики уже морально готовы даже платить пошлины, тем более что новый Таможенный кодекс позволяет теперь рассрочить платеж. О планах приобретения импортных самолетов перевозчики в последнее время стали говорить буквально хором.
Вопрос лишь в том, кто рискнет первым ввезти западные машины и принять на себя удар критики за "предательство интересов национальной авиапромышленности", поскольку пока лишь "Трансаэро" умудряется не подвергаться осуждению за беспошлинное оснащение всего своего парка исключительно импортными самолетами.

Информационный взрыв случился в середине января, когда Dow Jones сообщил о том, что немецкая авиакомпания Condor Flugdienst GmbH, входящая в группу компаний Thomas Cook AG, объявила о продаже российской финансовой компании "Центр-Капитал" 12 из 13 имеющихся Boeing 757-200. Сумма, условия и сроки исполнения сделки на разглашались, однако сообщалось, что самолеты средним возрастом в 11 лет будут переданы в распоряжение "Центр-Капитала" до октября текущего года.

"Центр-Капитал" отказался от комментариев по сделке, но вскоре появилась информация: по крайней мере часть самолетов возьмет в лизинг сравнительно недавно созданная московская чартерная авиакомпания "ВИМ-авиа". Сам перевозчик, правда, по этому поводу никаких официальных заявлений не делал, но некоторая подоплека стала известна. Так, по сведениям АТО, полученным из конфиденциальных источников, переговоры о продаже Boeing 757-200 вначале велись между Thomas Cook AG, Condor Flugdienst GmbH и авиакомпанией "Сибирь", для маршрутной сети которой очень подходили эти 210-местные (в компоновке экономкласса с шагом кресел в 81 см) машины с дальностью полета около 7200 км. Приемлемой была и цена: по мнению некоторых специалистов, 11-летний Boeing 757-200 умелые переговорщики могут сегодня приобрести за 8-12 млн долл., тогда как всего два года назад такие самолеты стоили на вторичном рынке едва ли не втрое дороже.

Однако по ряду причин переговоры с сибиряками зашли в тупик, и в декабре прошлого года немецкая сторона уже договорилась с новым соискателем подержанных самолетов, которым и стал "Центр-Капитал". Компания собирается сдавать лайнеры в аренду любым авиаперевозчикам.

Запутанная история

Почти сразу за сделкой "Центр-Капитала" пресса запестрила сообщениями о том, что авиакомпания "Калининградавиа" собирается взять в лизинг 19 среднемагистральных Boeing 737-300, вмещающих в компоновке экономкласса 132 пассажира при шаге кресел 81 см. На этот раз будущие приобретатели были более словоохотливыми. Так, генеральный директор компании Валерий Михайлов заявлял, что переговоры о взятии в лизинг этих самолетов активно ведутся с рядом западных авиакомпаний. По словам исполнительного директора "Калининградавиа" Леонида Ицкова, этот флот авиакомпания намерена использовать для организации масштабных трансферных авиаперевозок между крупнейшими российскими и европейскими городами через Калининград. По мнению г-на Ицкова, лизинговые платежи за один самолет могут составить в месяц 150 тыс. долл. Еще за 400 тыс. долл. 20 экипажей "Калининградавиа" пройдут переучивание на "боинги" в США и Канаде. Средства намечено получить за счет кредитов неких крупных московских банков, а первая партия самолетов якобы может поступить в компанию уже летом этого года.

Правда, пока ввозу самолетов мешает неопределенность с вопросом о ввозных пошлинах. Дело в том, что авиакомпания подпадает под действие закона о свободной экономической зоне, каковой является Калининградская область, и благодаря этому вроде бы не должна платить пошлины.

Кроме того, вылетая из анклава в Россию, самолеты пересекают территорию Литвы, являющейся иностранным государством. Такой перелет, согласно Воздушному кодексу, относится к международным рейсам. Поэтому юристы "Калинградавиа" считают, что авиакомпания не должна платить пошлины. Однако в Государственном таможенном комитете (ГТК) считают: если иностранное воздушное судно эксплуатируется российским эксплуатантом на российской территории, его владельцы обязаны заплатить ввозные пошлины. "Калининградавиа" направила в ГТК запрос с просьбой разъяснить порядок уплаты таможенных платежей и пока внятного ответа не получила.

Массированная атака

Ну а в феврале произошло и вовсе беспрецедентное событие: Министерство транспорта Германии обратилось к российскому правительству с официальным предложением взять у немецкой компании Germania, скандинавской SAS и американской лизинговой компании General Electric Capital Aviation Services (GECAS) 200 стоместных самолетов Fokker 100 и стопятидесятиместных MD-81/82/83 (выпуск этих машин был закончен в середине 90-х гг.). Подобных предложений России еще никто не делал.

Хотя в документе Министерства транспорта Германии условия сделки детально не конкретизируются, представитель министерства Гюнтер Зайбт утверждает, что речь идет о временном ввозе. То есть лайнеры поступят в российские авиакомпании на условиях аренды и будут эксплуатироваться только до того момента, пока не появятся аналоги российского производства. После чего владельцы лайнеров немедленно заберут их назад.

К слову сказать, западные авиакомпании сейчас заменяют Fokker 100 и MD-81/82/83 на машины семейства Airbus A320 и Boeing 737 New Generation. Девать же заменяемые самолеты, похоже, некуда, вот поэтому их и решили попробовать пристроить в России.

Эта идея, однако, выглядит довольно привлекательной для российских авиаперевозчиков. Предлагаемые машины сейчас стоят на вторичном рынке не дороже 10 млн долл., но сохраняют значительный ресурс. При этом MD-83 практически по всем параметрам и экономичности превосходит наш Ту-154, а Fokker 100 — Ту-134. Напомним, что авиакомпания "КрасЭйр" больше года назад пыталась заполучить MD-83 у той же Germania, создав совместную лизинговую компанию. Проект тогда, правда, так и остался на бумаге.

Естественно, представители многих наших авиакомпаний, включая "Аэрофлот", "КрасЭйр" и "Сибирь", весьма одобрительно отозвались об инициативе германского Минтранса, отметив при этом, что поддержат реализацию проекта, если самолеты можно будет ввезти без уплаты пошлин.

Генеральный директор компании "Гражданские самолеты Сухого" (она работает над созданием регионального самолета RRJ) Андрей Ильин считает инициативу Министерства транспорта Германии приемлемой в том случае, если по соглашению авиакомпаниям предписывалось бы направлять часть прибыли, полученной от эксплуатации Fokker и MD, в качестве предоплаты для приобретения самолетов RRJ.

Министр транспорта РФ Сергей Франк, однако, отверг германский план, сославшись на то, что ввоз в страну старых и несертифицированных иностранных самолетов не предусмотрен концепцией развития транспортной системы России.

Тогда Germania и GECAS предприняли вторую атаку, разработав и передав в российское правительство "Концепцию быстрой модернизации самолетного парка российских авиакомпаний".

Суть концепции в следующем. Российскому правительству и авиазаводам предлагается стать акционером с блокирующим пакетом акций международной компании (в нее также войдут Germania и GECAS), которая и ввезет в Россию 200 Fokker и MD. Чтобы сделать эту идею еще более привлекательной, ее авторы представили также некоторые экономические выкладки. Так, согласно предложенным расчетам, при годовом налете в 3500 ч на один самолет экономия на эксплуатационных издержках по сравнению с Ту-154 и Ту-134 составит до 4 млн долл. для MD-83 и 3 млн долл. для Fokker 100. Указана в концепции и планируемая годовая стоимость лизинга: 1 млн долл. для MD-83 и 900 тыс. долл. для Fokker 100. В целом же в случае ввоза в Россию всех 200 самолетов совокупный дополнительный доход российских эксплуатантов этой техники составит 500 млн долл.

Убедят ли российских чиновников эти теоретические выкладки, сказать трудно.

В порядке исключения

От решения правительства зависят и планы компании "Волга-Днепр", которая собирается прибрести до 10 Boeing 747 в грузовом варианте для организации регулярных перевозок. Компания обратилась в Минтранс с просьбой одобрить ввоз этих машин без выплаты таможенных пошлин. В качестве компенсации за отмену пошлин "Волга-Днепр" выдвинула целую программу инвестиций в отечественную авиапромышленность, в частности в дальнейшую модернизацию Ан-124-100 "Руслан" и ремоторизацию грузовых Ил-76 с заменой двигателей Д-30КП на ПС-90А-76. Кроме того, компания объявила о намерении приобрести несколько Ил-96-300 и Ту-204 в грузовом варианте. Эти предложения "Волга-Днепр" пока остаются без официального ответа, но первый замминистра транспорта Александр Нерадько положительно оценил намерения компании.

Отметим, что реализацию своего плана "Волга-Днепр" уже начала. У авиакомпании Alitalia были приобретены два Boeing 747-200 Cargo. Причем цена их была настолько выгодной, что российская компания даже заплатила ввозные пошлины. Однако "Волга-Днепр" намерена приобрести также самолеты Boeing 747-400 Cargo, которые дороже более чем в два раза, и поэтому вопрос о снятии таможенных пошлин весьма актуален.

Напролом

Рассматривая планы ввоза в Россию западных лайнеров, стоит отметить политику авиакомпании "Сибирь". "Обкатав" технологию получения зарубежных кредитов, а также ввоза и техобслуживания самолетов A320 и ATR 42-300 для своей дочерней армянской компании Armavia, сибиряки решили оснастить зарубежной техникой и собственный парк. Невзирая на обременительные пошлины, "Сибирь", по данным АТО, достигла договоренности о лизинге A310-300 из числа тех 11 лайнеров "Аэрофлота", которые флагман меняет на Boeing 767-300ER, и, кроме того, завершает переговоры о лизинге нескольких Boeing 737. Самолеты должны поступить в авиакомпанию к началу летней навигации. Причем потребность в A310-300 у "Сибири" столь велика, что наряду с получением этих самолетов от "Аэрофлота" (а пока высвободилось лишь 6 машин, остальные могут быть переданы ближе к концу года) авиакомпания намерена временно взять несколько таких машин у одного из западных перевозчиков.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.