Российско-европейский вертолетный проект вступает в решающую стадию

В российским авиапроме можно пересчитать по пальцам проекты, в которых наряду с отечественными участвуют иностранные предприятия. Не считая чисто контрактных работ (поставки титановых заготовок и деталей фирмам Boeing и Airbus, выполнение нашими предприятиями отдельных исследовательских работ для Boeing и General Electric, освоение рядом предприятий под руководством Rockwell Collins лицензионной сборки и изготовления оборудования TCAS и т. д.), есть, наверное, только два примера долгосрочной совместной деятельности российских и иностранных компаний в целях создания продукции, ориентированной в первую очередь на отечественный рынок. Это программы создания двигателя ПС-90А2 в ОАО "Пермский моторный завод" (в котором 25% акций принадлежит американской фирме Pratt & Whitney) и вертолета Ми-38 ЗАО "Евромиль", в котором 33% принадлежит концерну Eurocopter. Будущее последнего проекта вызывает сомнения у специалистов по российскому вертолетному рынку. Новой машине, стоимость разработки и международной сертификации которой оценивается в 400-500 млн долл., предстоит конкурировать с серийно выпускаемым вертолетом Ми-17. Ми-38 обещает быть более мощным, технологичным, надежным, экономичным в эксплуатации, но его цена, очевидно, будет значительно превышать цену Ми-17, и партнерам еще надо будет суметь разработать привлекательные для отечественных заказчиков схемы его реализации. Ответ на ключевой вопрос - о перспективах сбыта новой винтокрылой машины - должен быть найден в результате исследований рынка, проводимых участниками совместного предприятия.

Еще в декабре 1992 г. ОАО "Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля" (МВЗ), ОАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ) и западно-европейский концерн Eurocopter подписали соглашение о совместном проектировании, производстве и маркетинге нового транспортного вертолета Ми-38, который должен служить дальнейшим развитием семейства вертолетов Ми-8/Ми-17. Тогда участники соглашения считали, что смогут поднять вертолет в воздух уже в 1995 г. Но реалии жизни оказались сильнее намерений - лишь в 1994 г. удалось юридически оформить отношения партнеров, создав совместное акционерное общество ЗАО "Евромиль". Акции партнеры разделили поровну, договорившись, что стратегические решения могут приниматься только единогласно. Каждой из сторон определили свою, равную по затратам долю работ по вертолету, источники финансирования которой каждый из партнеров должен был найти самостоятельно. По-крупному разделение работ определено следующим образом: МВЗ отвечает за проектирование, КВЗ - за производство, включая постройку прототипа, а Eurocopter - за радиоэлектронное оборудование, интерьер пассажирской кабины и международную сертификацию вертолета.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.