Самолет понравился, теперь его надо делать

Заказчиков АН-148 тревожат производственные возможности авиазаводов

В конце июля на базе ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) для представителей авиакомпаний состоялась демонстрация первого серийного самолета Ан-148, произведенного в Воронеже для ГТК "Россия". Его заводские и сертификационные испытания стартовали 19 июля, передача заказчику ожидается в сентябре.
В ходе презентации представители авиаперевозчиков пронаблюдали полет нового самолета, ознакомились с его салоном и кабиной пилотов. Общее мнение об Ан-148 осталось положительным. Так, гендиректор московской авиакомпании "Атлант-Союз" Евгений Бачурин отметил хорошие экономические показатели Ан-148, летно-технические характеристики, допускающие эксплуатацию на практически любых аэродромах, соответствие самым современным экологическим требованиям по шумам и эмиссии вредных газов. По его мнению, при существующей дальности полета и вместимости самолет хорошо впишется в региональную маршрутную сеть компании, однако для своего парка (в перспективе "Атлант-Союз" планирует взять в лизинг 30 Ан-148) компания намерена определить ряд изменений в техническом облике машины и заказать новый салон в двуклассной компоновке.
По словам гендиректора воронежской авиакомпании "Полет" Анатолия Карпова, как результаты летных испытаний, так и начальный опыт коммерческих полетов (компания "Аэросвит", заказавшая на киевском "Авианте" 10 самолетов, эксплуатирует один из двух опытных экземпляров Ан-148 украинской сборки с июня) подтверждают заявленные летно-технические и экономические характеристики самолета, а уровень расхода топлива оказался даже лучше, чем ожидалось. "Мы следим за этим проектом с момента его зарождения, участвовали в консультациях с разработчиком, а сейчас наши пилоты принимают участие в испытаниях первого воронежского серийного самолета, — рассказывает Анатолий Карпов. — Так что среди всех авиакомпаний мы, наверное, обладаем максимальной полнотой информации об этой машине. Это первый самолет постсоветского авиапрома, полностью спроектированный с применением цифровых технологий. Антоновцам нелегко далось их освоение, но результат получился замечательный". Авиакомпания "Полет" заказала 10 Ан-148, поставка первого ожидается в 2010 г.
В отличие от другой новинки российского авиапрома — самолета Sukhoi Superjet 100, который изначально задумывался для глобальной конкуренции на региональных, а точнее, фидерных маршрутах, — самолет Ан-148 ориентировался на более узкую нишу региональных перевозок на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Этим обусловлены его характерные особенности: высоко поднятые над поверхностью земли двигатели, усиленное шасси, механизация крыла, обеспечивающая короткую потребную длину ВПП. Как отметил во время демонстрации самолета президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров, если говорить о России, то SSJ100 будет летать между областными центрами, в аэропортах которых достаточно высокое качество ВПП, а Ан-148 — преимущественно в глубинке, где более сложная аэродромная сеть.
В результате, хотя и Ан-148, и SSJ100 называются региональными самолетами, конкурентами их считать нельзя. "Ан-148 заканчивается там, где начинается SSJ100, — говорит Александр Рубцов, гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК; ведет, в частности, программу Ан-148). — Эти машины друг друга дополняют, причем не только по вместимости, но и по регионам применения. Ан-148 специально спроектирован для использования на сложных аэродромах с несовершенным покрытием. Мы работаем над тем, чтобы сделать его всепогодным, способным осуществлять как инструментальные посадки, так и визуальные, в условиях плохой видимости. Сейчас проходят испытания посадки по категории IIIA, и мы рассчитываем, что сделаем машину с возможностью слепой посадки. Для этого потребуется новая система авионики с инфракрасной подсветкой, так называемым синтетическим видением".
Существующий портфель заказов на Ан-148 выглядит следующим образом. Компания ГТК "Россия" — стартовый заказчик Ан-148 российской сборки — должна получить три самолета в текущем году и еще три — в 2010 г. Кроме того, у ИФК подписан с ГТК "Россия" опцион еще на шесть ВС. Соглашение о намерениях с "Атлант-Союзом" предусматривает поставку 30 самолетов. И по 10 машин намерены приобрести авиакомпании "Полет" и "Московия". Зарубежное продвижение самолета начинается с Латинской Америки — подписано соглашение с Кубой, с еще одной страной продолжаются переговоры. Всего, по словам Александра Рубцова, в течение 15 лет ИФК планирует продать 350–400 самолетов этого типа: 50% на внутреннем рынке, 50% на международном.
Аналитики ООО "Управляющая компания "ОАК — гражданские самолеты"" (ОАК-ГС) представили схожий прогноз рынка. По их оценкам, на внутреннем и внешнем рынках может быть продано около 100–150 Ан-148-100 (75-местная версия), 100–150 Ан-148-200 (100 мест), до 50 самолетов в VIP-варианте. Кроме того, определенный потенциал имеют грузовые версии Ан-148 с боковым люком или рампой. Однако и консервативная оценка рынка обеспечивает окупаемость проекта. По данным ОАК-ГС, программа ВАСО по освоению производства Ан-148 окупится при выпуске 200–250 машин, а возврат инвестиций начнется после выхода на темп производства более 24 самолетов в год. При условии международной сертификации и создания варианта с западными двигателями рынок модификаций Ан-148 может превысить 500 самолетов, считают в ОАК-ГС.
Впрочем, основные тревоги как существующих, так и возможных заказчиков Ан-148 вызывает именно производственный потенциал проекта. На сегодня в рамках российско-украинской кооперации киевский завод "Авиант" поставляет Воронежскому авиазаводу носовую и центральную части фюзеляжа и консоли крыла, харьковское ХГАПП — центроплан, запорожский "Мотор Сич" — турбовентиляторные двигатели Д-436-148. ВАСО производит хвостовую часть фюзеляжа и оперение. В конце февраля 2009 г. председатель правления ГАК "Антонов" Дмитрий Кива говорил о том, что заказов на производство Ан-148 больше, чем производственных возможностей по его строительству. А в середине июля технический директор ИФК Юрий Островский прямо заявил, что корректировка производственных планов по выпуску самолетов Ан-148-100 на ВАСО связана с задержками кооперационных поставок агрегатов с киевского завода "Авиант".
Гендиректор "Полета" Анатолий Карпов согласен, что перебои поставок дают повод для тревоги, к тому же неотрегулированная таможенная система (часть агрегатов и систем российского производства поставляется на Украину, а потом возвращается обратно в составе элементов фюзеляжа и крыла) ведет к увеличению сроков производства и удорожанию конечного продукта. Правда, по его мнению, эти проблемы должен разрешить полный перенос производства Ан-148 в Воронеж, что может произойти в 2011 г.
Подтверждают такую возможность и в ИФК. Ожидается, что, начиная с шестого комплекта, ВАСО освоит выпуск носовой части фюзеляжа, а с девятого — центральной части с центропланом. Кроме того, изготавливается стапель крыла. Завершение этих работ позволит собирать планер самолета полностью из элементов собственного изготовления. По планам ОАК, с 2010– 2011 гг. на ВАСО и у российских поставщиков будет размещено 90% объемов изготовления самолета.
Судя по всему, эти планы питают не столько текущие экономические проблемы украинского авиапрома, сколько политические разногласия между Москвой и Киевом. Не факт, что полный перенос выпуска комплектующих Ан-148 окажется экономически более выгодным — во всяком случае, в мире наблюдается противоположная тенденция размещения производства в самых разных странах, исходя из экономической выгоды. Остается только сожалеть, что в очередной раз политика встает на пути интеграционных процессов, без осуществления которых формирование конкурентоспособной самолетостроительной отрасли на постсоветском пространстве едва ли возможно. 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.