Санкции прерывают процесс оздоровления российской авиатранспортной отрасли
ATO.ru — Международные санкции, направленные против всех российских авиакомпаний и экономики страны в целом, обращают вспять процесс оздоровления авиатранспортной отрасли — как внутреннего рынка авиаперевозок России, так и международного сегмента, представляющего в настоящее время порядка 27% совокупной операционной деятельности российских перевозчиков. До этого момента российская отрасль восстанавливалась одним из самых высоких темпов в мире.
В январе, согласно оценкам, российские авиакомпании выполнили более 49 тыс. взлетно-посадочных операций (ВПО) на внутренних направлениях, что на 10% превышает аналогичный показатель за январь докризисного 2019 года. Летом прошлого года, в пиковый сезон с июня по сентябрь включительно, показатель превышал 60 тыс. ВПО в месяц — после самой низкой отметки в 13 тыс. ВПО в апреле 2020 года, в начале пандемии COVID-19. Такой высокий уровень ни разу не фиксировался даже в течение всего докризисного 2019 года.
До начала военной операции на Украине международный сегмент не успел восстановиться полностью: количество ВПО было ниже уровня 2019 года примерно на 30%. Но это был достойный результат.
Аналогичные тренды замены закрытых (из-за пандемии) международных направлений внутренними, особенно в сегменте отпускного туризма, наблюдались практически повсеместно по миру. Но ни один внутренний рынок не восстанавливался так быстро, как российский.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), за 2021 год российский внутренний пассажирооборот на 24% превысил уровень 2019 года, провозные мощности — на 19%. Это самые высокие показатели из семи крупнейших рынков, которые мониторит IATA. Российский рынок сгенерировал 4,5% совокупного мирового пассажирооборота в прошлом году.
Закрытие воздушного пространства порядка 40 стран, включая 27 стран Евросоюза, для российских самолетов и симметричный ответ России наносят удар по этому восстановлению. В январе международные перевозки составили 27% всех ВПО российских авиакомпаний и порядка 40% совокупного налета.
По данным IATA 2018 года, в "норме" более 60% международных пассажиров России — путешественники на рейсах из/в Европу.
Хотя крупнейшие для России рынки закрылись, некоторые другие важные направления, в том числе Китай, остаются открытыми. Но широкомасштабные экономические санкции вряд ли пройдут незамеченными. Прежде всего они скажутся на покупательской способности населения, основе рынка путешествий, особенно отпускного туризма.
Даже если спрос на внутренний туризм останется, российским авиакомпаниям будет непросто его удовлетворить. По оценке, почти 800 из 1300 коммерческих реактивных самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, находятся в лизинге. Это касается 95% совокупного парка самолетов Airbus и Boeing в стране, составляющего 720 ВС. Многие лизингодатели затребуют свои активы обратно, подчиняясь санкциям. Эксплуатационная готовность остальных самолетов будет зависеть от поставок запчастей, также подпавших под санкции.
ATO.ru
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent