Счастливы вместе
Растущие экономические и экологические требования все больше наводят на мысль о том, что самолетам нового поколения понадобятся и новые решения в области силовых установок. В то же время такой подход увеличивает технические и экономические риски. Цена ошибки чрезвычайно высока, поэтому самолетостроители не торопятся с принятием решений. Двигателисты в свою очередь не могут развернуть полномасштабные работы по новым схемам силовых установок, не имея более или менее надежного понимания того, что результаты окажутся востребованы.
В этом смысле выбор компанией Mitsubishi Heavy Industries для ее нового регионального самолета MRJ двигателя GTF (geared turbofan, турбовентилятор с приводом через редуктор), на разработку которого Pratt & Whitney потратила 20 лет и более 1 млрд долл., как нельзя более удачен для обеих сторон. Двигатель GTF будет выгодно отличать MRJ от конкурентов на тесном рынке региональных самолетов, тогда как в лице японского производителя P&W получит стартового заказчика на свой инновационный продукт. Как сообщили АТО источники в компании, внедрение GTF может дать техническое обоснование для создания следующей — пятой! — главы Приложения 16 к Конвенции ICAO, в котором даются рекомендации относительно эмиссии отработанных газов и шума. А сокращение выброса CO2, очевидно, прямо пропорционально снижению расхода топлива.
Для P&W этот контракт приобретает особое значение, в свете того что Airbus и Boeing не торопятся с запуском программ нового поколения узкофюзеляжных самолетов на замену популярных А320 и В-737 (см. АТО # 87, с. 66), в расчете на которые изначально и проектировался GTF. Поскольку потребная тяга для этих самолетов составляет 11-16 тыс. кг, GTF проектировался исходя из диапазона тяги от 10 тыс. до 18 тыс. кг, а первый испытательный образец построен с расчетной тягой 13,6 тыс. кг. В основу нового двигателя положен газогенератор PW6000, недавно сертифицированный для А318. К концу прошлого года стало совершенно очевидно, что сроки ввода в эксплуатацию новых узкофюзеляжных моделей существенно сдвигаются, и Pratt & Whitney пришлось обратить внимание на сегмент региональных самолетов — точнее, на двух потенциальных заказчиков MRJ от Mitsubishi и CSeries от Bombardier. Соответственно уменьшился и размер двигателя. Если у испытательного образца диаметр вентилятора составляет 80 дюймов (примерно 203 см), то для MRJ диаметр вентилятора будет 56 дюймов (тяга 6,35-7,7 тыс. кг), а для CSeries — 73 дюйма (тяга 10,4 тыс. кг). "Размеры газогенератора двигателя для MRJ составят около 60% от газогенератора PW6000 — это, разумеется, два разных двигателя, — говорит Боб Сайа, вице-президент Pratt & Whitney по двигателям нового поколения. — Но ценность двигателя-демонстратора в том, что мы можем масштабировать холодную часть двигателя до нужного размера горячей части. Мы уже накопили значительный опыт и понимание конструкции этого двигателя, его аэродинамики и базовых характеристик".
Ввод в эксплуатацию 70-местного MRJ70 и 90-местного MRJ90 намечен на 2012 г. Официальный запуск программы состоится в ближайшее время; стартовым заказчиком на MRJ стала авиакомпания All Nippon Airways (ANA). Что касается экспорта, то с большой долей вероятности в качестве первого заказчика выступит Вьетнам. Ведутся переговоры между производителем, потенциальным эксплуатантом (Vietnam Airlines), авиационной администрацией и правительством Вьетнама о возможном заказе на 20 MRJ в обмен на размещение производства некоторых компонентов MRJ на севере Вьетнама. Вероятность контракта объясняется тем, что в настоящее время у Вьетнама нет собственного производства, связанного с авиационной промышленностью, тогда как Mitsubishi входит в число основных поставщиков Boeing.
Решение о запуске 110-130-местных CSeries будет принято в течение 2008 г.
Сертификация двигателя запланирована на 2011 г.; уже в июле текущего года начнется серия летных испытаний на крыле Boeing 747SP. Таким образом, двигатель будет готов к эксплуатации задолго до предполагаемого официального запуска новых узкофюзеляжных программ Boeing и Airbus. По этим программам GTF будет конкурировать со схемой открытого винтовентилятора, топливная эффективность которого будет, как обещается, на 3-5% выше, чем у GTF. Впрочем, подобные результаты получены в стендовых условиях и пока не очевидно, удастся ли сохранить это преимущество при установке двигателя на самолет, поскольку большой диаметр открытого винтовентилятора требует нестандартных решений в конструкции планера, а увеличение пилонов или стоек шасси может повлечь утяжеление конструкции, которое сведет на нет преимущества двигателя как такового.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS