Снижение риска

NTSB создает многоуровневую защиту от опасного сближения самолетов на ВПП

Фрэнсис ФИОРИНО, Вашингтон
Национальный совет США по безопасности на транспорте (NTSB) усиливает борьбу с явлением, представляющим, вероятно, наибольшую опасность для пассажиров авиакомпаний, — опасными сближениями самолетов при движении по взлетно-посадочной полосе. Вместе с Федеральной авиационной администрацией (FAA) Совет пытается найти меры, которые позволили бы в скором времени обеспечить предупреждение о возможном столкновении самолетов — причем в первую очередь предупреждение для пилотов, а не диспетчеров.
Рекомендация в отношении снижения риска опасного сближения и столкновения самолетов на ВПП снова появилась в опубликованном в ноябре прошлого года перечне наиболее важных рекомендаций NTSB, направленных на обеспечение безопасности полетов в 2007 г. Этот пункт включается в перечень, начиная с его первого выпуска в октябре 1990 г.
Общее число опасных сближений самолетов в аэропортах США, оборудованных командно-диспетчерскими пунктами (КДП), снизилось в 2001/2005 финансовом году и несколько увеличилось в 2006 г. (см. таблицу). Число сближений категорий А и В, потенциально наиболее близких к столкновению, сокращалось в 2001/2004 финансовом году и возрастало в 2004/2006-м. Такие сближения продолжают появляться с настораживающей регулярностью, считают в NTSB. Совет рекомендовал FAA разработать систему обеспечения безопасности наземного движения, которая обеспечивала бы непосредственное предупреждение экипажей воздушных судов.

Опасные сближения самолетов в 500 аэропортах США, оборудованных командно-диспетчерскими пунктами, в 2001-2006 гг.
Финансовый год
Общее число сближений
Сближения 1 категорий А и В
всего
на миллион взлетов и посадок
2001
407
53
0,80
2002
339
37
0,57
2003
323
32
0,51
2004
326
28
0,44
2005
327
29
0,46
2006 2
330
31
0,57
1 FAA делит опасные сближения на 4 категории (A, B, C и D) в зависимости от потенциальной возможности столкновения. Категория A соответствует наибольшей опасности столкновения. Категория А. Сближение, приведшее к столкновению, или сближение с сокращением расстояния между самолетами, требующее действий экипажа для ухода от столкновения. Категория В. Сближение с сокращением расстояния между самолетами и высокой потенциальной возможностью столкновения.
2 По октябрь включительно.
Источник: FAA.
В крупнейших аэропортах США FAA размещает наземные системы наблюдения за летным полем типа ASDE-X (Airport Surface Detection Equipment-X), которые предупреждают диспетчеров о возможности столкновения ВС. Основным недостатком наземных систем, как отмечают члены NTSB, является то, что предупреждать экипажи самолетов приходится уже получившим соответствующую информацию диспетчерам. Такая последовательность резко сокращает время, остающееся у экипажа на уход от столкновения.
Заместитель директора FAA Бобби Стерджелл считает, что Администрация прилагает все усилия, чтобы решить проблему. Разрабатываются различные подходы — от применения автоматического независимого наблюдения с использованием радиоприемоответчиков (ADS-B) до модернизации разметки и указателей на взлетно-посадочное полосе. FAA ставит своей задачей уменьшение к 2009 г. числа опасных сближений до 27, или до 0,39 на миллион взлетов и посадок, и согласна с тем, что применение бортовых систем является очень важным фактором.
Внедрение ADS-B — что для FAA, по словам ее директора Мариона Блэки, равносильно "полету на Луну" — обеспечивает кардинальное решение проблемы, поскольку дает и пилотам, и диспетчерам полное представление о том, что происходит на ВПП и вокруг нее, прямо предупреждая при этом экипаж о возможности столкновения. Однако использование ADS-B не планируется ранее 2014 г.
Вице-председатель NTSB Роберт Самволт, в течение 24 лет пилотировавший гражданские самолеты, отмечает, что, по его мнению, необходимо создать несколько рубежей защиты, и подчеркивает, что в настоящее время имеются или вскоре появятся более доступные методы предупреждения экипажей.
По словам г-на Стерджелла, FAA проводит в г. Лонг-Бич (шт. Калифорния) испытания световой сигнализации, предупреждающей заходящий на посадку самолет о том, что полоса занята. В этой автономной системе используются огни приближения светотехнического оборудования ВПП, которые начинают мигать красным светом в случае, если полоса занята или если посадка на нее небезопасна.
В дополнение к этому в Международном аэропорту Форт-Уорт (Даллас) проходит испытания система световой сигнализации о состоянии полосы (Runway Status Lights, RSL), которая, по словам председателя NTSB Марка Розенкера, является хорошим способом непосредственного предупреждения экипажа. В системе RSL используются красные сигнальные огни, расположенные на осевой линии ВПП. Появление на полосе любого самолета вызывает мигание красных огней, предупреждающих взлетающий или садящийся самолет об опасности столкновения.
В аэропорту Северный (Лас-Вегас) испытывается модернизированное светотехническое оборудование (Enhanced Airport Lighting). Модернизация обеспечивает большую яркость огней ВПП и их хорошее просматривание из кабины самолета ночью и при плохой видимости, что повышает степень осведомленности экипажа об окружающей обстановке.
Такая модернизация, возможно, могла бы помочь и в случае, когда ночью 23 июля в Чикагском аэропорту О'Хара самолет Boeing 747 авиакомпании Atlas Air получил разрешение на посадку на полосу 14R, а Boeing 737 компании United Airlines — на взлет с полосы 27L. Диспетчер полагал, что лайнер компании Atlas пройдет через пересечение полос до того, как начнет разбег 737-й. Экипаж последнего увидел садящийся 747-й и сумел оторваться от полосы несколько раньше. До столкновения оставалось всего 10 м. Система предупреждения диспетчеров Чикагского аэропорта в этот момент не работала. Поэтому не было и нескольких уровней защиты. Если бы светотехническое оборудование было модернизировано, сближение все равно могло иметь место, однако, как считают эксперты FAA, расследовавшие происшествие, расстояние между самолетами было бы больше.
Стоимость — еще один фактор, влияющий на внедрение новых, особенно высокотехнологичных систем. Например, установка ADS-B обходится в миллион долларов, а световой сигнализации о состоянии полосы — в 35 тыс. долл.
Отвечая тем критикам, которые считают, что FAA действует недостаточно быстро, Бобби Стерджелл заявляет, что исследования, разработка и испытания требуют времени и денег. Например, прежде чем установить ту же световую сигнализацию о состоянии полосы, необходимо провести анализ затрат и выгод. Решение о том, где и в каких условиях установка такой системы окажется наиболее эффективной — во всех аэропортах или, может быть, только в наиболее загруженных — будет принято только к концу 2007 г.
Председатель NTSB выходит из себя, если ему говорят о расходах, которые несет отрасль. "Настоящие потери — это когда сталкиваются самолеты и гибнут люди. Мы не можем позволить, чтобы это случилось снова", — заявляет он, напоминая о столкновении в марте 1977 г. в аэропорту г. Тенерифе (Канарские острова) двух самолетов Boeing 747 во время руления. Тогда погибло 583 чел.
Предотвращение опасного сближения самолетов на ВПП является приоритетной задачей во всем мире. Европейское агентство по управлению воздушным движением (Евроконтроль) также начало реализацию обширной программы по предотвращению опасных сближений самолетов на ВПП. В Европе они происходят в среднем раз в день. Г-н Стерджелл подчеркивает, что борьба с этим явлением ведется всеми участниками воздушных перевозок — от Ассоциации пилотов авиакомпаний до Ассоциации владельцев и пилотов частных самолетов.
Перечень наиболее важных рекомендаций NTSB, направленных на обеспечение безопасности полетов в 2007 г., включает и новое дополнение. Оно требует, чтобы чартерные перевозчики, действующие в рамках части 135 Федеральных авиационных правил (FAR) и эксплуатирующие самолеты с двухчленным экипажем, внедрили у себя обучение пилотов по программе курса "Взаимодействие членов экипажа", аналогичное обучению пилотов авиакомпаний, действующих в рамках части 121. Расследования нескольких катастроф, произошедших у перевозчиков, эксплуатирующих авиатехнику в соответствии с частью 135 FAR, в том числе катастрофы 2002 г., в которой погиб сенатор от шт. Миннесота Пол Уиллстон, показали, что у них либо не было такого курса для пилотов, либо он был существенно сокращен по сравнению с курсом для пилотов авиакомпаний.
В перечне остаются и предыдущие рекомендации FAA со стороны NTSB. Среди них:

  • завершение работ по подготовке поправки к Авиационным правилам, касающейся обеспечения отсутствия взрывоопасных смесей паров топлива с воздухом в топливных баках;
  • завершение исследований по обледенению планера самолета, пересмотр сертификационных требований по обледенению, проверка новых требований и ограничений в ходе реальной эксплуатации в условиях обледенения;
  • введение требований о двухчасовой продолжительности записи на речевой самописец и оснащении речевых самописцев, установленных на борту эксплуатируемых в настоящее время самолетов, автономным источником питания.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.