Сверхзвук для VIP-пассажиров
Tема сверхзвуковых полетов на пассажирских самолетах по-прежнему популярна в мире. Нарастить российские компетенции в пассажирской сверхзвуковой авиации призывает и президент России Владимир Путин. Предпроектные работы в этой области ведут ОАК и отраслевые институты. Среди них ЦАГИ в рамках госконтрактов с Минпромторгом РФ.
Ученые института работают над концепцией легкого сверхзвукового бизнес-джета. "Разработка такого воздушного судна обойдется дешевле по сравнению с полномасштабными сверхзвуковыми авиалайнерами", — пояснили Show Observer в пресс-службе ЦАГИ. — Однако необходимо соблюсти основное экологическое требование: снизить уровень звукового удара".
Предполагается, что перспективный бизнес-джет будет летать со скоростью 1,6–1,8М (1700–1900 км/ч) при дальности полета 7500–8000 км — этого с запасом хватит для перелетов Москва-Нью-Йорк и Москва—Хабаровск при вдвое меньшем времени по сравнению с дозвуковыми лайнерами. Громкость звукового удара при этом может составить 65–70 дБА, что соответствует шуму мегаполиса.
Снизить уровень звукового удара и одновременно повысить топливную эффективность ВС позволит его оптимизированная конфигурация, считают в ЦАГИ. Самолет будет иметь необычную аэродинамическую компоновку с V-образным крылом и оптимально деформированной серединной поверхностью, а также силовую установку, расположенную на верхней поверхности фюзеляжа в хвостовой части. Также из-за особенностей сверхзвукового полета, связанных с большей скоростью истечения струи двигателя, отрабатываются специальные системы шумоглушения и интеграция силовой установки в планер таким образом, чтобы не ухудшить остальные летные характеристики.
Модель легкого сверхзвукового бизнес-джета была показана ЦАГИ на выставке "Гидроавиасалон" в сентябре 2018 г. Тогда сообщалось, что демонстрируемая компоновка самолета прошла испытания в аэродинамических трубах ЦАГИ на всех режимах полета, а специалисты института готовы приступить к созданию летного демонстратора. Его задачей будет показать основные технологии создания сверхзвукового самолета с низким уровнем звукового удара.
В случае успешности реализации проекта серийное производство подобных ВС могло бы начаться на рубеже 2030-х гг. Однако пока все упирается в вопрос финансирования. Кроме того, нет полной ясности относительно силовой установки для подобного ВС. А главное — будет ли массовый спрос на такой самолет?
Сегодня в научных исследованиях в части сверхзвука ЦАГИ помогают ЦИАМ, ЛИИ им. Громова, ГосНИИГА, МАИ, ГСС и др. Часть работ проводится в сотрудничестве с Евросоюзом в рамках международного проекта RUMBLE, цель которого — определение пороговых значений и правил оценки уровня звукового удара.
Масштабную модель перспективного сверхзвукового делового самолета, макет-демонстратор конструктивно-силовой схемы фрагмента его носовой части и теплошумоизолирующую панель фюзеляжа, созданные специалистами института, можно увидеть в экспозиции ЦАГИ на МАКС-2019, представленной в составе объединенного стенда группы предприятий НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского".
Во время авиасалона ЦАГИ также планирует подписать соглашение о создании консорциума "Научный центр мирового уровня “Сверхзвук” в рамках национального проекта “Наука”". В состав консорциума войдут ведущие научно-исследовательские организации и КБ, уже работающие с ЦАГИ по проекту сверхзвукового самолета, а также другие российские и зарубежные партнеры.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.