Топливный выбор
Любому журналисту знакома такая нехитрая ситуация: выслушал одного ньюсмейкера и поверил ему. Послушал другого и понял, что все совсем не так, как говорил первый. У каждого своя правда.
"Совместная деятельность двух крупнейших нефтяных компаний позволит создать конкурентную среду в системе топливообеспечения аэропорта и уйти от монополизма одной из компаний" — так прокомментировала дочерняя компания "Газпром нефти", "Газпромнефть Аэро", свой недавний приход в партнерстве с "Лукойлом" в питерский аэропорт Пулково. В феврале эти российские нефтяные мейджоры официально сообщили о начале совместной деятельности по заправке самолетов в Санкт-Петербурге.
Этому событию, если быть абсолютно точным, предшествовало несколько сделок. В декабре 2007 г. ООО "Топливозаправочная компания "Северо-Запад"", созданное "Лукойлом" и его керосиновой "дочкой" "Лукойл-Аэро", приобрело контрольный пакет компании "СОВЭКС", которая с середины 90-х гг. и до последнего времени была монопольным поставщиком керосина в Пулково и заправляла здесь воздушные суда. Возвращаясь к сделкам, уже в текущем году 50%-ную долю в ТЗК "Северо-Запад" и приобрела "Газпромнефть Аэро". До сих пор единственным аэропортовым активом "Газпром нефти" была компания "Аэропорт-Сервис", осуществляющая заправку в крыло в новосибирском аэропорту Толмачево.
Помимо пафосной цели "создания конкурентной среды в системе топливообеспечения аэропорта" ОАО "Газпром нефть" явно преследует и другую, более прагматичную цель. Это развитие бизнеса розничных поставок керосина. В отличие от "Лукойлa", "Газпром нефть" до последнего времени ограничивалась в основном оптовыми поставками авиакеросина. В 2007 г. подконтрольные компании нефтеперерабатывающие заводы произвели и поставили на рынок 1,83 млн т керосина, около четверти от общего объема потребления гражданской авиацией России. Из них только 101 тыс. т была реализована в розницу.
Наконец, развитие бизнеса розничных поставок керосина понадобилось нефтяной компании, поскольку это позволит повысить эффективность продаж авиатоплива, в частности увеличить долю розничной высокомаржинальной реализации, то есть заправки самолетов по прямым договорам с авиакомпаниями. Об этом корпоративному журналу "Газпром нефти" "Сибирская нефть" рассказал сам глава "Газпромнефти Аэро" Владимир Егоров.
"Нефтяникам интересна та самая подкрыльная маржа", — подтвердил мне бизнесмен, давно работающий на этом рынке. По его словам, она (маржа) может составлять и две, и три тысячи рублей с тонны. А ситуация на российском рынке настолько крива, что до сих пор оптовые продавцы закупали значительные объемы топлива с существенной скидкой, а продавали с той самой приличной маржинальной надбавкой — в 8-15%.
"Нефтяники во главе ТЗК — это как кот, охраняющий сметану", — не унимается мой собеседник. И приводит в пример один крупный аэропорт страны, где после получения в собственность местного ТЗК одна крупная нефтяная компания в начале года установила цену на керосин на 2 тыс. руб. выше среднерыночной.
Таким образом, выходит, что для авиакомпаний, в расходах которых керосин занимал и занимает самое весомое место, ничего не изменится.
Мой собеседник вряд ли идеально подходит на роль рефери. Он — лицо заинтересованное, он работает на этом рынке. Но в чем он прав, так это в том, что для авиаторов ситуация на рынке изменится только в том случае, если в каждом конкретном аэропорту перевозчики смогут выбирать из пула поставщиков. С действительно конкурентно-разными ценами или еще какими-нибудь условиями поставок.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft