В 2015 году СибНИА поднимет в воздух композиционный биплан

В 2015 году СибНИА поднимет в воздух композиционный биплан
Первый полет ТВС-2ДТ :: Сергей Иванцов, СибНИА

В 2015 г. в воздух поднимется композиционный биплан ТВС-2ДТ (демонстратор технологий), созданный в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА) на базе одного из ремоторизованных Ан-2. Самолет уже начал полеты в варианте "моноплан". В первый раз он полетел 6 декабря 2014 г. в Новосибирске с заводского аэродрома Ельцовка.

Создание демонстратора технологий стало завершающим этапом научно-исследовательской работы, выполненной СибНИА в рамках подпрограммы "Малая авиация" госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.". НИР стоимостью 900 млн руб. досталась институту благодаря выигранному в ноябре 2013 г. конкурсу. В ее рамках новосибирцы вели научные исследования, посвященные перспективному легкому многоцелевому самолету (ЛМС) на 9–19 мест.

В информационной справке о ТВС-2ДТ, подготовленной специалистами СибНИА для АТО.ru, говорится: "Целью создания самолета является демонстрация возможностей по проектированию, изготовлению и интеграции нового цельнокомпозитного высокомеханизированного крыла большого удлинения, нового комплекса авионики и силовой установки, позволяющих получить высокие летно-технические характеристики, отвечающие требованиям к перспективным воздушным судам подобного класса. Поставленная задача была реализована с использованием самолета ТВС-2МС в качестве исходной конструкции".

Аэродинамическая компоновка как ЛМС, так и разных вариантов демонстратора технологий была исследована в аэродинамической трубе Т-203 СибНИА (там же, где в 1946 г. создавалась аэродинамическая компоновка самолета Ан-2). Механизацию крыла разрабатывали специалисты новосибирского института, участвовавшие в разработке механизации крыла самолетов Sukhoi Superjer 100 (SSJ 100) и МС-21. Цельнокомпозитное крыло полностью разработано и изготовлено в СибНИА.

В СибНИА подчеркивают: испытания ТВС-2ДТ являются лишь одним из этапов в разработке ЛМС, но уже сейчас можно говорить о том, что использование нового крыла, силовой установки и авионики позволило достичь обнадеживающих результатов.

"По предварительным оценкам, даже в виде моноплана самолет имеет весьма неплохие характеристики, — отметили в СибНИА. — Высокомеханизированное крыло с меньшей в два раза площадью, чем у биплана Ан-2, позволило получить взлетно-посадочные характеристики, сопоставимые с характеристиками непревзойденного "самолета-ветерана".

Установленное на ТВС-2ДТ крыло разрабатывалось как элемент бипланной коробки крыльев ЛМС размерности Ан-2 с взлетным весом до 8600 кг и с взлетно-посадочными характеристиками, соответствующими аналогичным характеристикам Ан-2.

Крыло ТВС-2ДТ устанавливается на штатные узлы навески крыльев самолета Ан-2 и рассчитано для использования без подкосов, которые применяются только на первом этапе испытаний самолета в варианте "моноплан".

"Через некоторое время планируется испытать самолет в варианте "биплан" с новым хвостовым оперением, что позволит сформировать облик перспективного ЛМС на замену Ан-2, имея для этого значительные наработки в области аэродинамики, технологии изготовления композитных элементов и интеграции авиационного оборудования и силовой установки в конструкцию модернизированного самолета, — рассказали в СибНИА. — Также для перспективного ЛМС будет спроектирован новый композитный фюзеляж с измененным фонарем кабины экипажа".

Отметим, в рамках выполнения научных исследований по ЛМС на 9–19 мест новосибирский институт привлек несколько подрядчиков. Например, 22 декабря стало известно, что холдинг "Авиационное оборудование" подписал контракт стоимостью 60 млн руб. с СибНИА на разработку системы взлетно-посадочного устройства для самолетов малой авиации на 9 и 19 мест к 2016 г.

"В 2015 г. мы планируем завершить разработку концепции нового шасси для легких самолетов ЛМС в самарском подразделении Центра проектирования. Изготавливать образцы также будем в Самаре, в Центре технологических и производственных компетенций "Авиаагрегат", — заявил генеральный директор холдинга "Авиационное оборудование" Максим Кузюк.

В департаменте авиационной промышленности Минпромторга ATO.ru сообщили, что несмотря на завершение промежуточной НИР работы по созданию ЛМС на 9–19 мест будут продолжены. В начале 2015 г. ведомство проведет конкурс на выполнение новой НИР, в котором, по информации из Новосибирска, СибНИА будет участвовать.

Директор института Владимир Барсук рассказал ATO.ru, что результаты работы по созданию ТВС-2ДТ помимо ЛМС на 9–19 мест могут лечь в появление однодвигательного грузопассажирского самолета с возможностями безаэродромного базирования.

Первый Ан-2, оснащенный турбовинтовым двигателем TPE331 мощностью 1100 л. с. производства Honeywell и пятилопастным винтом фирмы Hartzell Propeller СибНИА, поднялся в воздух 5 сентября 2011 г. По словам Барсука, спустя три года в так называемую версию ТВС-2МС переделано два десятка Ан-2. Но так как до сих пор не решен вопрос с сертификацией этих машин, они регистрируются как единичные экземпляры воздушного судна, что, в частности, не позволяет применять их для коммерческих воздушных перевозок. Тем не менее директор СибНИА говорит, что ТВС-2МС помимо частной сферы постепенно находят применение в народном хозяйстве. Например, две машины для авиационных работ на территории Амурской области использует Амурская авиабаза — кстати. имеющая сертификат эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок. Кроме того, в 2014 г.ТВС-2МС налетали около 400 ч в рамках выполнения геомагнитной съемки в интересах алмазодобывающей компании "АЛРОСА".

"Работа по ремоторизации Ан-2 идет нормальными темпами, а если они будут допущены для пассажирских перевозок, то эти самолеты будут самыми востребованными как минимум за Уралом", — сказал Барсук.

В декабре 2013 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что текущие потребности операторов местных воздушных перевозок могут быть покрыты именно за счет модернизации имеющегося парка самолетов, в том числе Ан-2. Что касается перспектив, то, по его словам, в ближайшие два года приоритетом будет проведение НИОКР по разработке новых воздушных судов для местных авиалиний.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.