Возрождение Fokker
Роберт УОЛЛ, Лондон
Инвесторы надеются, что на этот раз государственная поддержка и пересмотренный бизнес-план приведут к восстановлению производства Fokker 100, хотя предыдущие попытки не увенчались успехом. Если дела пойдут хорошо, прототип может подняться в воздух в 2012 г., а поставки заказчикам так называемого Next-Generation Fokker начнутся в 2015 г.
Планы развития находятся еще в стадии разработки, но сторонники программы рассчитывают, что к середине года будут проработаны многие технические и финансовые детали, в том числе сделан выбор двигателей. Новая силовая установка является ключевым элементом, поскольку созданная для развития проекта новая компания — NG Aircraft (базируется в аэропорту Скипхол) пытается достичь 15–18%-ного сокращения расхода топлива и выбросов СО2 по сравнению с региональным самолетом Embraer 190, который рассматривается как ориентир.
"Одним из преимуществ, присущих Fokker 100, является его легкая силовая структура", — говорит официальный представитель программы Маартен ван Ээген, отмечая, что она на 2,5 т легче, чем у Embraer и на 7 т — чем у Bombardier CSeries. Более того, стоимость восстановления производства уже разработанного планера на 25% ниже, чем в случае новой программы, добавляет ван Ээген. Он сравнивает планы компании с программой Boeing по созданию нового поколения самолета Boeing 737, отмечая, что конструкция планера Fokker 100 к тому же более современная, поскольку первый полет самолет совершил в 1986 г.
Могут быть сделаны некоторые улучшения в отношении используемых материалов, однако команда разработчиков в первую очередь решила не использовать композиты. Одна из причин заключается в том, что применение дорогостоящих материалов затруднит амортизацию самолета, рассчитанного на большое по сравнению с широкофюзежниками количество взлетно-посадочных циклов. Кроме того, применение композитов повлекло бы дополнительные конструкторские риски.
Несмотря на минимальные изменения планера, возрожденный Fokker 100, скорее всего, будет оснащен законцовками крыла. Конкретная конструкция пока не выбрана, но, возможно, она будет оптимизирована для взлетно-посадочных режимов, а не для крейсерской скорости полета. В ближайшие месяцы голландская исследовательская организация NLR проведет испытания ряда конструкций крылышек в аэродинамической трубе. Выбранная конструкция может быть предложена для модернизации эксплуатирующихся моделей Fokker 100.
Хотя идеи по возрождению Fokker 100 циркулировали несколько лет, на этот раз голландское правительство приняло решение поддержать начинание, выделив кредит размером 20 млн евро. Этот кредит еще должен получить одобрение Еврокомиссии, чтобы исключить нарушения ограничений мер по государственной помощи.
Выделенные средства, наряду с частными инвестициями, будут использованы для финансирования первого этапа работ стоимостью 90 млн евро, в ходе которого должна быть уточнена и продемонстрирована концепция модернизированного самолета, а также подготовлена основа для возможного запуска производства. Официальное начало первого этапа ожидается в июне. Затем, в течение 18-месячного периода на существующий Fokker 100 будут установлены законцовки крыла, новые двигатели, а также модернизированная авионика (вероятно, по-прежнему от Rockwell Collins), после чего будут проведены летные испытаний.
В настоящее время ведутся переговоры с поставщиками, их результаты будут иметь ключевое значение для фиксации стоимости самолета, которая еще не установлена. К тому моменту разработчики надеются снять большую часть вопросов по восстановлению производства, а также значительно продвинуться в работах по получению сертификата типа на новую модель.
Формально компания должна найти по крайней мере 50 заказов, прежде чем начать производство, однако ван Ээген признает, что и качественные характеристики авиакомпаний-заказчиков также будут иметь важное значение. Одним из стимулов для рынка, как ожидается, станет спрос в Европе на ВС с меньшей эмиссией СО2, поскольку экологические требования становятся все более жесткими. Эти факторы сейчас гораздо более важны, чем 15 лет назад, когда было прекращено производство Fokker 100. Дополнительным эффектом должно стать объединение большей части аэрокосмических ресурсов в Нидерландах, раздробленных после банкротства Fokker в 1996 г., когда компания была распродана по частям. Ключевую роль будет играть Fokker Services. Эта компания не только выступит в качестве ведущего разработчика, но и обеспечит послепродажное сопровождение самолетов, став центром экспертизы по ТОиР. Работы по модификации испытательного прототипа должна провести Fokker Aircraft Services.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.