Временный ввоз нам поможет

Российская теория и практика минимизации таможенных пошлин

С точки зрения российского таможенного законодательства нет никакой разницы, используется ли самолет для коммерческих перевозок, или он является собственностью частного лица и выполняет полеты в его личных целях. Как только самолет прибыл на таможенную территорию России, его нужно декларировать и оформлять в соответствии с одним из таможенных режимов. На практике все разнообразие таможенных режимов как для коммерческих эксплуатантов "иномарок", так для их частных владельцев сводится только к двум вариантам. Можно ввезти самолет в режиме временного ввоза товаров или же в режиме временного ввоза транспортного средства (ТС). Оператор должен сам решить, под каким таможенным режимом он будет декларировать "иномарку".
Таможенный платеж начисляется следующим образом: к заявленной стоимости товара прибавляется 20%, то есть для самолета "единичной стоимости" получаем 1,2, после чего начисляется НДС в размере 18% от стоимости самолета с учетом таможенной пошлины, что дает 1,416, или 41,6% от исходной стоимости.
Независимо от того, ввозится ли самолет как товар или как транспортное средство, действующий Таможенный кодекс (ТК) содержит положения, позволяющие минимизировать таможенные платежи, — за счет полного или частичного освобождения. При частичном освобождении оператор должен выплачивать ежемесячно 3% от суммы таможенного платежа в течение периода временного ввоза.

Юридические тонкости
"По действующему ТК (вступил в силу 1 января 2004 г.) режим временного ввоза товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин распространяется только на те виды товаров, которые определены в соответствующем перечне российского правительства (статья 212 ТК). Воздушных судов в нем пока нет", — говорит Алан Карташкин, международный советник, руководитель авиационной группы московского отделения юридической фирмы Debevoise & Plimpton. Впрочем, двум отечественным авиакомпаниям в свое время все-таки удалось получить освобождение от пошлин при использовании режима временного ввоза товаров. Ими были "Аэрофлот" и "Трансаэро".
Повторить их опыт и получить освобождение на исключительной основе сегодня невозможно — по крайней мере, до сих пор всем, кто пытался это сделать, российское правительство отказывало. Однако проблема снятия пошлин на ВС западного производства, не имеющих аналогов в России, обсуждается уже на уровне правительства. По мнению г-на Карташкина, добиться результата вполне реально путем внесения соответствующих ВС в упомянутый перечень. Так что теоретически возможность использования режима временного ввоза товаров с полным освобождением от уплаты пошлин существует, но решение вопроса зависит от властей.
Пока же крупные коммерческие авиакомпании предпочитают режим временного ввоза товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей (ежемесячная выплата 3% от суммы платежей и начисленного с их учетом НДС). Этим вариантом воспользовались авиакомпании "Сибирь", "КрасЭйр" и "Пулково" при ввозе своих "иномарок". Вполне применим данный режим и к самолетам деловой авиации.
Другая схема, получившая большее распространение у операторов деловой авиации, чем у крупных коммерческих авиакомпаний, — использование режима временного ввоза транспортных средств с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин. Теоретически режим временного ввоза ТС предполагает и возможность частичного освобождения (те 3%, о которых речь шла выше), но на практике такой вариант невостребован. Связано это с внутренними противоречиями Таможенного кодекса. Ведь с точки зрения эксплуатантов "иномарок", данный режим интересен для снижения таможенных платежей при выполнении внутренних перевозок, однако статья 11.4 ТК определяет транспортное средство как "воздушное судно, которое используется в международных перевозках для платной перевозки лиц или ... товаров". Если следовать букве закона, то, как только начнется эксплуатация оформленного под этим режимом ВС на внутренних маршрутах, оно перестанет быть транспортным средством по определению ТК, и, следовательно, режим временного ввоза ТС к нему будет неприменим. Звучит абсурдно, — но закон есть закон. Кроме того, такой режим менее удобен, чем режим временного ввоза товаров с частичным освобождением. Чтобы его получить, нужно выполнить ряд требований (о них ниже), а платить все равно придется те же 3%.
Поэтому операторов деловой авиации интересует только вариант с полным освобождением от уплаты таможенных платежей. Согласно статье 271.1 ТК, такое освобождение можно получить, если выполняются четыре условия.
1. Если ВС зарегистрировано в иностранном государстве на имя иностранного лица и/или на территории иностранного государства.
Это условие выполнить достаточно просто — как правило, самолеты деловой авиации регистрируются за рубежом за иностранным или, в редких случаях, российским юрлицом. Впрочем, если самолет будет зарегистрирован в России, но на имя иностранной компании, то первое требование тоже будет соблюдено.
2. Если ВС ввозится в РФ и используется иностранным лицом или надлежащим образом уполномоченным российским лицом.
Очевидно, что данное условие выполняется столь же легко, как и первое. При этом в ТК не прописано, как должны быть связаны владелец самолета и пассажир, который на нем прибудет в Россию, но декларантом ВС должно выступать иностранное юридическое лицо (например, западный оператор деловой авиации, которому российский владелец передает свое ВС в управление).
3. Если ВС не используется на таможенной территории РФ во внутренних перевозках.
Третье условие оказывается наиболее спорным — именно оно влечет те неоднозначности, речь о которых пойдет ниже. Дело в том, что таможенное законодательство не содержит четкой формулировки внутренней и международной перевозки. Нормативные акты Государственного таможенного комитета (ГТК) отсылают рядового таможенника к Воздушному кодексу (статья 101 ВК), где говорится, что международная перевозка — это перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств или на территории одного государства, если предусмотрена посадка на территории другого государства.
4. Если ВС после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду.
С выполнением этого условия в отрасли деловых перевозок сложностей не возникает.
Отдельно стоит отметить, что статьей 271.2 предусматривается вариант, когда российское правительство может дать освобождение от пошлин, если ВС временно ввозится для эксплуатации российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, но при этом не выполняются другие требования статьи 271.1. Правда, до сих пор правительство такого освобождения никому не давало (не путать с освобождением при временном ввозе ВС как товара).
Казалось бы, для перевозки на внутренних маршрутах получить полное освобождение совершенно легальным способом в России в настоящее время нельзя.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.