Время убеждать и время принимать решения

Bombardier пора определиться с двигателями и материалами конструкции нового семейства самолетов CSeries

Роберт УОЛЛ, Белфаст, Северная Ирландия
Компания Bombardier объявила о начале анализа последних предложений по двигателям для серии узкофюзеляжных машин CSeries, которые эта канадская самолетостроительная фирма планирует ввести в эксплуатацию в 2013 г.
Несмотря на то что в прошлом году проект был снят с первоочередной повестки дня, представители Bombardier не прекратили переговоры с поставщиками и уже внесли существенные изменения в конструкцию двух самолетов, C110 и C130, которые, собственно, и составляют семейство CSeries.
Если компания всерьез намерена претворить эту программу в жизнь, ей придется принять ряд непростых решений уже в ближайшие месяцы. Так, "необходимо до конца года определиться с силовой установкой, а также решить вопрос с фюзеляжем: сохранить ли первоначальную алюминиевую конструкцию или перейти на композиционные материалы", говорит Гэри Скотт, президент Bombardier по авиационным услугам и новым коммерческим самолетам.
В настоящее время компания Bombardier изучает предложения от таких двигателестроителей, как Pratt & Whitney, Rolls-Royce и CFM International, поступившие в ответ на ее запрос о получении информации. Сдвигая дату ввода в эксплуатацию на 2013 г., Bombardier рассчитывает дождаться появления новой технологии в сфере двигателестроения, которая позволила бы улучшить топливную эффективность еще на 4-8% по сравнению с цифрой, заложенной в инженерные расчеты год назад, когда ввод в эксплуатацию намечали на 2010 г.
Сейчас изучаются различные конфигурации силовой установки, в числе которых и оснащенный редуктором турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney. Компания Bombardier считает эту технологию достаточно хорошо проработанный, чтобы она заслуживала самого пристального внимания. Рассматриваются и другие варианты, в том числе трехвальный двигатель, предлагаемый Rolls-Royce. Тяга двигателя, установленного на самолете, должна составлять примерно 10 т. Однако, несмотря на всю эту конкретику, представитель одной из двигателестроительных компаний полагает, что программа CSeries так и останется на бумаге в виде "инженерных расчетов" и "запросов на получение информации".
Руководители проекта признают, что им необходимо восстановить доверие к программе со стороны потенциальных партнеров, которое заметно пошатнулось в связи с тем, что программа так и не была запущена в прошлом году, как планировали. Очевидно, что вся работа, которая в настоящий момент ведется Bombardier по этой программе, состоит в поиске аргументов, способных убедить потенциальных заказчиков и будущих партнеров в ее жизненности и актуальности. На фоне заявлений руководителей проекта, выражающих самую серьезную заинтересованность в его реализации, несколько диссонирующе звучат слова президента Bombardier Пьера Бодуэна о том, что решение о выделении свыше 2 млрд долл. под эту программу будет приниматься предельно взвешенно и при наличии грамотного экономического обоснования.
По словам одного из руководителей программы, сейчас ведутся переговоры по согласованию технических вопросов и деталей с 20-30 авиакомпаниями и лизинговыми фирмами. Результаты некоторых недавних переговоров уже нашли отражение в конструкции проектируемых самолетов. Например, две передние двери теперь будут установлены не по одному борту, а друг напротив друга — представители авиакомпаний выразили пожелание, чтобы при посадке на борт самолета пассажиры попадали не на кухню, как при первоначальной конфигурации, а сразу в салон. Кроме того, было увеличено пространство по правому борту самолета — между дверью, зоной погрузки багажа и двигателем.
Изменения также коснулись длины фюзеляжа, размера крыла и состава материалов изготовления конструкций. Теперь доля композиционных материалов в конструкции составляет 46%; из них главным образом выполнено крыло, гондолы двигателей, горизонтальное и вертикальное оперение. Использованием композиционных материалов во многом объясняется снижение массы самолета более чем на 1100 кг. По словам представителей Bombardier, по сравнению с предыдущей конфигурацией эксплуатационная масса пустого самолета семейства CSeries снижена на 3%, а максимальная взлетная масса — на 6%; при этом расход топлива сокращен на 4%.
Фюзеляж, который будет создаваться на мощностях компании Shenyang Aircraft Corp., входящей в состав Первой китайской авиационной корпорации (Avic I), планируется изготовлять из сплава алюминия и лития, однако г-н Скотт не исключает возможных изменений в составе материалов. Доля алюминиевых сплавов в конструкции, первоначально составлявшая 40%, уже сокращена до 32%.
Сохраняя намерение выдержать срок ввода нового самолета в эксплуатацию, намеченный на 2013 г., компания уже в ближайшие месяцы должна определиться со спецификацией материалов конструкции и конфигурацией силовой установки, а также выбрать партнера, готового взять на себя часть рисков по проекту. "Если мы хотим выпустить серию в намеченные сроки, нам необходимо активно приступать к освоению бюджета под этот проект уже сейчас, — говорит президент компании, — ведь все эти решения нужно принять до конца текущего года".
В нынешней конфигурации C110 рассчитан на 110 мест с шагом кресел 32 дюйма и на дальность полета 5000 км. Максимальная взлетная масса составляет 58 т, максимальный посадочный вес — 50,3 т, максимальная полезная загрузка -14 т. Более крупная версия C130, с тем же шагом кресел и дальность полета, рассчитана на 130 пасс. Максимальная взлетная масса этой модели составляет 63 т, максимальный посадочный вес — 54,7 т, максимальная полезная загрузка — 16,5 т.
Bombardier собирается вторгнуться на рынок, где уже достаточно активно работают Boeing и Airbus, делая ставку в том числе и на то, что, когда эти два гиганта выпустят на рынок новые модели на смену своих Boeing 737 и A320, они переместятся в нишу ВС несколько большей вместимости, так что самолеты CSeries смогут занять нишу машин с 5-рядным салоном. В соответствии со своим последним прогнозом Bombardier оценивает спрос до 2026 г. на самолеты размерности семейства CSeries на уровне 5900 машин. В этом сегменте компания рассчитывает захватить две трети рынка в нише 110-местных самолетов и несколько меньшую долю в нише 130-местных.
Этот прогноз слегка скорректирован по сравнению с прошлогодними выкладками в сторону увеличения: общее количество самолетов, планируемых к поставке, ранее составлявшее 11200 единиц, теперь увеличено еще на 200 машин. Доход от продаж с учетом увеличения объема поставок должен составить около 393 млрд долл. (на 23 млрд больше прошлогодних прогнозов). Большинство самолетов будет реализовано на территории США, а вторым безоговорочно крупнейшим рынком сбыта на этот раз станет Китай — так считает Майкл Р. МакАду, вице-президент Bombardier по стратегическому планированию и развитию бизнеса. В общей сложности Северной Америке будет принадлежать 40% рынка сбыта, а развивающимся странам, в том числе и Китаю, еще 40%.
В прогноз Bombardier также включены турбовинтовые машины. Компания все еще рассматривает возможность выпуска еще одного самолета этого типа — Q400X, который, правда, будет не абсолютно новой разработкой, а доработанной 90-местной версией Q400 с двумя удлиняющими фюзеляж секциями. Сроки принятия решения по запуску новой машины в производство пока не определены. Стивен А. Ридольфи, президент Bombardier по региональным самолетам, не исключает появления и других доработанных версий, но каких именно, он не уточняет.
 

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.