Вулканический провал Европы

Хаос, вызванный облаком пепла, привел к критическому переосмыслению институциональных основ

Пьер СПАРАКО
Знаменитый теперь вулкан Эйяфьятлайокудль не только парализовал европейскую отрасль авиаперевозок и задержал пассажиров по всему миру. Это беспрецедентное событие подтвердило неспособность Европейского союза создать давно необходимое объединенное небо. Что также тревожно, официальные лица ЕС проигнорировали запрос пассажиров на своевременную и всеобъемлющую информацию.
На фоне усиления экономического ущерба хаос, вызванный облаком пепла, выявил глубокие линии политических тектонических разломов.
Никто не ждет, что политики, авиационные власти и руководители авиакомпаний должны быть выдающимися вулканологами. Однако они должны быть способны справиться с кризисом, который затронул приблизительно 7 млн пасс. и стоил 1,7 млрд долл. Почему они потерпели неудачу? Главным образом, потому, что единая Европа, несмотря на различные заявления, остается в основном "оперативной" реальностью.
Одно из главных узких мест — имеющаяся путаница сегментов воздушного пространства, проблема, которую брюссельский Евроконтроль пытается решить. Эта организация была основана в 1960 г., через три года после подписания Римского договора. С тех пор фрагментация воздушного пространства осложняла управление воздушным движением. Очевидно, что координация может улучшить функционирование воздушного транспорта, и она это делала, но только частично, поскольку ряд правительств не желал отказываться от зон национальной ответственности.
Сегодня отдельные страны по-прежнему "владеют" своим воздушным пространством и не требуется никаких трансграничных соглашений для принятия местных решений, включая временное создание зон, закрытых для полетов. Отдельные решения, к которым привели апрельские вулканические страхи, были скоординированы, но тем не менее 27 стран — членов ЕС не могли заговорить единым голосом почти неделю. Потребовалось пять драгоценных дней для созыва координационной телеконференции, чтобы открытие воздушного пространства снова стало реальностью. Тем временем самолеты ставились на стоянку по всему миру, пассажиры застревали в аэропортах, а финансовые потери росли до пугающих размеров.
ЕС спорит с такой оценкой событий. Сегодня его представители утверждают, что ЕС сыграл критическую роль в выработке европейских решений, затем — в открытии коридоров и в конце концов — в поддержке усилий по восстановлению нормальной работы авиакомпаний. Оправдывая свои действия, чиновники ЕС подчеркивают, что только страны-члены могут принять решение о закрытии своего воздушного пространства, в то время как перевозками занимается Евроконтроль (в который входят и 11 нечленов ЕС). Они также отмечают, что у ЕС нет компетенции для управления воздушным движением, в то время как Европейская комиссия (исполнительный орган ЕС) и Европарламент также не играют никакой роли.
Через пятьдесят лет после основания Евроконтроля Европа не должна быть в такой уязвимой ситуации. В своем поразительном заявлении ЕС заявил: "Страны-члены были абсолютно правы в том, как они отреагировали".
В противоположность этой защитной позиции Ассоциация европейских авиакомпаний AEA и Международный совет аэропортов ACI представили анализ реальной ситуации. Они совместно назвали хаос в воздушном пространстве "худшим крушением европейской авиации со времен Второй мировой войны".
Уроки, преподанные этим событием, потребуют дальнейшего изучения, однако будет справедливым сказать, что в спорах, которые возникли со скоростью извержения исландского вулкана, не обошлось без оппортунизма. Например, IATA призывала правительства компенсировать авиакомпаниям потери от того, что парк их самолетов был прикован к земле несколько дней. Это была вполне понятная просьба, хотя и сформулированная, возможно, с чрезмерным рвением.
Теперь поговорим о научной стороне дела. Выработка четкой позиции в отношении воздействия вулканического пепла потребовала слишком много времени. Оценка данных была медленным процессом, в то время как определение допустимых уровней не было полностью прозрачным. В качестве меры предосторожности воздушное пространство было закрыто по причинам, основанным на неопределенности. Однако открытие воздушных линий снова произошло в результате рекомендаций, выработанных вследствие коллективных действий, которые оказались проще и быстрее, чем ожидалось. Более того, решения принимались эмпирическим путем.
Это было величайшим закрытием воздушного пространства в мирное время. Общественное мнение и пассажиры заслуживают лучшего обращения на основе эффективных кризисных коммуникаций.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.