Грузоперевозки в Китае
Перенос многих производств из Европы и США в Китай и страны Юго-Восточной Азии предопределил необходимость развития транспортных мостов между производителями и потребителями. Об основных тенденциях развития китайского рынка грузовых перевозок в интервью АТО рассказывает генеральный директор расположенной в Гуанчжоу консалтинговой компании Optim Consult Евгений КОЛЕСОВ.
АТО: Евгений Викторович, расскажите, пожалуйста, каков объем рынка грузовых перевозок в Китае и насколько велика конкуренция авиации с другими видами транспорта?
Е. К.: Из таблицы видно, что наибольший объем грузоперевозок приходится на автотранспорт — в основном это перевозки внутри Китая. Это связано, во-первых, с высоким уровнем развития транспортного сообщения между городами страны (в частности, прибрежных районов и особенно отдаленных и труднодоступных районов, где нет других видов транспорта), а во-вторых, с частотой отправки грузов на короткие расстояния. Главный плюс грузоперевозок автотранспортом — доставка "от двери до двери".
На втором месте — грузоперевозки железной дорогой. Привлекательность данного вида транспорта связана с возможностью транспортировки больших объемов ряда грузов, например леса, цемента, нефти. Морские грузоперевозки на третьем месте. Основной плюс — низкая стоимость фрахта, минус — низкая скорость транспортировки. Роль морских грузоперевозок в последнее время возросла; это связано с политикой "открытых дверей", направленной на развитие экспортно-импортных грузоперевозок и внешнеэкономических и торговых связей между Китаем и другими государствами.
Авиационные грузоперевозки среди других видов транспорта занимают четвертое место. Минус авиадоставки — высокая стоимость фрахта, плюс — быстрота, что особенно важно для определенных категорий грузов (скоропортящиеся товары, товары с ограниченным сроком годности, радиоактивные источники и т. д.).
Показатель
|
Единица измерения
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Январь- июнь
|
Изменение показателя в I полугодии 2008 г. по сравнению с I полугодием 2007 г., %
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий грузопоток: |
млн т
|
1850
|
1735
|
1938
|
1984
|
2060
|
2121
|
11703
|
11,9
|
Ж/д |
млн т
|
267
|
256
|
286
|
276
|
283
|
275
|
1658
|
7,1
|
Автотранспорт |
млн т
|
1355
|
1274
|
1420
|
1468
|
1533
|
1597
|
8647
|
12,9
|
Водный транспорт |
млн т
|
227
|
205
|
233
|
240
|
243
|
248
|
1396
|
11,4
|
Гражданская авиация |
тыс. т
|
364,5
|
255,8
|
362,4
|
360,3
|
351,9
|
321,5
|
2016,4
|
8,1
|
Общий грузооборот: |
млрд ткм
|
836,543
|
774,213
|
856,737
|
838,116
|
859,584
|
883,236
|
5058,986
|
7,4
|
Ж/д |
млрд ткм
|
201,820
|
182,557
|
219,493
|
212,955
|
217,933
|
211,497
|
1256,868
|
6,3
|
Автотранспорт |
млрд ткм
|
94,513
|
89,870
|
101,695
|
104,582
|
108,867
|
113,187
|
612,715
|
15,2
|
Водный транспорт |
млрд ткм
|
539,214
|
501,031
|
534,471
|
519,457
|
531,739
|
557,588
|
3183,499
|
6,4
|
Гражданская авиация |
млрд ткм
|
0,996
|
0,755
|
1,077
|
1,121
|
1,045
|
0,964
|
5,904
|
10,5
|
Общий пассажиропоток: |
млн пасс.
|
1869
|
1996
|
1968
|
1929
|
2003
|
1949
|
11714
|
6,2
|
Ж/д |
млн пасс.
|
119
|
129
|
119
|
116
|
117
|
115
|
74
|
13,5
|
Автотранспорт |
млн пасс.
|
1719
|
1833
|
1817
|
1776
|
1850
|
1801
|
10796
|
5,9
|
Водный транспорт |
млн пасс.
|
16
|
20
|
17
|
20
|
21
|
19
|
113
|
-3,0
|
Гражданская авиация |
млн пасс.
|
015
|
15
|
16
|
17
|
15
|
14
|
92
|
5,4
|
Общий пассажирооборот: |
млрд пкм
|
186,793
|
204,879
|
198,959
|
190,649
|
188,261
|
183,281
|
1149,174
|
8,3
|
Ж/д |
млрд пкм
|
65,091
|
74,160
|
70,188
|
65,467
|
60,436
|
59,893
|
391,600
|
9,1
|
Автотранспорт |
млрд пкм
|
98,037
|
106,880
|
104,493
|
100,052
|
104,484
|
101,635
|
615,581
|
8,3
|
Водный транспорт |
млрд пкм
|
0,482
|
0,599
|
0,556
|
0,571
|
0,577
|
0,553
|
3,338
|
-7,1
|
Гражданская авиация |
млрд пкм
|
23,183
|
23,240
|
23,722
|
24,558
|
22,763
|
21,201
|
138,654
|
6,4
|
Общий объем грузов, прошедших через ключевые порты |
млн т
|
350
|
322
|
369
|
368
|
374
|
371
|
2178
|
14,9
|
из которых: иностранные товары |
млн т
|
154
|
129
|
153
|
155
|
157
|
157
|
916
|
11,6
|
Источник: Национальное бюро статистики Китая (National Bureau of Statistics of China). |
Основная тенденция транспортной сферы Китая — рост объемов грузоперевозок на всех видах транспорта, что вполне закономерно. Повышается интерес к авиационному транспорту, обусловленный в первую очередь улучшением аэропортовой инфраструктуры и повышением уровня сервиса, а также, что немаловажно, ростом товарооборота между КНР и РФ.
Еще один фактор, который необходимо упомянуть, — это переход от "черных" и "серых" схем к "белым". Он связан с ужесточением таможенного контроля, усилением борьбы с контрафактной продукцией, а также с рядом других мер, предпринятых Китаем после вступления в ВТО. Итогом перехода стал естественный вывод в прозрачную зону оборота, равного 30-35%. Это касается всех видов перевозок.
АТО: Возможно ли, что место авиации в общей структуре грузоперевозок будет меняться? Ожидается ли рост объемов в ближайшем будущем и не окажет ли негативного влияния на грузовые авиаперевозки экономический спад в США?
Е. К.: Китайская гражданская авиация обладает большим потенциалом развития, рынок авиаперевозок КНР стабильно растет. Связано это с высокими темпами экономического роста Китая, активным развитием торговой сферы, международных отношений, а также туризма в стране. Стремясь удовлетворить возросший спрос (в области как грузовых, так и пассажирских перевозок), Китай инвестирует миллиарды долларов в развитие авиационной отрасли: в инфраструктуру аэропортов, покупку зарубежной авиатехники, улучшение сервиса, в налаживание собственной авиастроительной базы.
На сегодняшний день перед авиационными властями Китая стоит несколько ключевых задач, от решения которых зависит успешное развитие отрасли. Это либерализация рынка авиационных перевозок, устранение максимального количества ограничений, действующих в сфере авиационного транспорта Китая (в частности, постепенный уход от чрезмерного регулирования государством деятельности авиакомпаний), строительство новых аэропортов, а также улучшение и расширение инфраструктуры существующих аэропортов в соответствии с современными международными требованиями, увеличение количества и повышение уровня подготовки специалистов, задействованных в авиационной отрасли.
Нехватка квалифицированного персонала (от рядовых менеджеров до управленцев высшего звена) является одной из самых больших проблем китайского авиационного сектора. На сегодняшний день вопрос подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров решается в основном с помощью обучения китайских специалистов в США. Однако в будущем планируется отойти от этой практики и готовить авиаспециалистов непосредственно в Китае.
Что касается возможного влияния кризиса в США и Западной Европе на китайский рынок авиаперевозок, то однозначно ответить на этот вопрос сложно. Согласно докладу Главного таможенного управления КНР, США по-прежнему остаются вторым по величине экспортным рынком для Китая, но по темпам роста экспорта США оказались на предпоследнем месте в первой десятке зарубежных партнеров КНР, опередив лишь Гонконг. Между тем объемы производимой на территории Китая продукции постоянно увеличиваются, спрос на нее растет как на внутреннем, так и на международном рынке, поэтому, скорее всего, объемы грузовых перевозок будут расти.
АТО: Если объем перевозок грузов все-таки будет расти, то каким образом поток будет распределяться по регионам?
Е. К.: По оценкам IATA, в период с 2005 по 2010 г. около двух третей мирового объема грузопотоков, идущих по авиационным маршрутам, будет приходиться именно на перевозки азиатскими авиалиниями. При этом 30% из этого объема грузовых авиаперевозок придется на направления внутри Азии, по 10% составят направления Азия-Европа и Азия — Северная Америка, 7% — направление Европа-Азия и 4% — Северная Америка — Азия.
АТО: Насколько сильны позиции китайских авиакомпаний и можно ли ожидать, что они будут развиваться вместе с ростом рынка? Или значительная доля перевозок придется на компании из других государств?
Е. К.: Крупнейшие авиакомпании Китая — China Southern Airlines, Air China, China Eastern Airlines, China Hainan Airlines, Shenzhen Airlines. Темпы развития китайского рынка авиаперевозок опережают мировые, спрос на услуги азиатских авиакомпаний постоянно растет. Исходя из этой тенденции, а также реального роста объемов перевозок в Китае, можно прогнозировать, что позиции китайских авиакомпаний на международном авиарынке будут только усиливаться. Произойдет это и за счет увеличения экспорта, и вследствие роста уровня жизни населения. Подтверждением нацеленности крупнейших китайских авиакомпаний на лидерство является и тот факт, что они увеличивают парки своих самолетов, закупают новую авиатехнику. Можно ожидать, что КНР, постепенно развивая авиапромышленность и воздушный транспорт, не только догонит, но и перегонит США и европейские страны по авиаперевозкам.
АТО: Какие аэропорты в Китае обладают наиболее развитой инфраструктурой для обслуживания грузовых перевозок и выступают лидерами на рынке? Может ли эта ситуация измениться в будущем в связи с реконструкцией аэропортов в Китае? Практикуется ли совместное управление морскими портами и аэропортами (в тех местах, где это возможно)?
Е. К.: На сегодняшний день ситуация с пятеркой аэропортов-лидеров (на территории материкового Китая) аналогична ситуации 2007 г. (см. врез). На долю Шанхайского аэропорта приходится наибольший процент грузового трафика от общего объема перевозок среди китайских аэропортов. Причина в том, что Шанхай — крупный финансовый центр, вокруг которого сосредоточено множество различных производств. Пекин — второй по значимости в сфере грузовых перевозок аэропорт материкового Китая; через столицу традиционно проходит большое количество авиарейсов, в том числе и грузовых. Третий по объему перевозимых грузов — аэропорт Байюнь (Гуанчжоу). Его присутствие в тройке лидеров связано с тем, что Гуанчжоу — один из крупнейших промышленных и торговых центров Китая, столица провинции Гуандун. Что касается прогнозов, то существенных изменений в расстановке сил среди лидирующих аэропортов вряд ли стоит ожидать, поскольку все они постепенно увеличивают мощности и развивают инфраструктуру вслед за растущим спросом и увеличивающимися грузопотоками.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft