2022: тенденции авиатранспортного рынка России

На что обратить особое внимание?
2022: тенденции авиатранспортного рынка России

ATO.ru — "Авиакомпании РФ по итогам 2021 года перевезли около 112 млн пассажиров", — отрапортовал министр транспорта Виталий Савельев президенту России Владимиру Путину в начале января. Это всего на 12,5% меньше показателей допандемийного и к тому же рекордного (в новейшей российской истории) 2019 года. При этом внутренние перевозки достигли 89 млн пассажиров, превысив докризисные показатели на 22%.

По объемным показателям российские авиакомпании, особенно на фоне европейских коллег, выглядят настоящими передовиками. Какие же факторы будут влиять на состояние рынка воздушного транспорта в 2022 году (если не брать в расчет форс-мажорные геополитические риски, о которых даже не хочется думать)?

По-прежнему самым непредсказуемым из них является пандемия COVID-19. Совершенно очевидно, что вызванных пандемией глобальных ограничений на авиапутешествия не избежать и в этом году. Некоторые надежды на возрождение международного трафика можно возлагать на расширение масштабов вакцинирования населения, разработку новых, "быстрых" тестов или на всеобщую отмену ограничений на международные поездки в силу их неэффективности, как недавно предложила ВОЗ. Однако самым реальным и ожидаемым всеми участниками рынка событием может стать взаимное признание странами вакцин и паспортов путешественника.

Действия отечественных госрегуляторов относятся к сильным факторам влияния на рынок авиаперевозок. Здесь, как всегда, можно ожидать сюрпризов с любой стороны, но можно определить три направления, решение по которым находится в повестке работы регуляторов и способно оказать серьезное влияние на отдельные компании и отрасль в целом.

Это восстановление предсказуемости и прозрачности принятия решений по выдаче разрешений для выполнения международных регулярных и чартерных пассажирских рейсов, завершение подготовительных мероприятий для перевода воздушных судов иностранного производства в российский реестр и финализация затянувшейся истории с ресертификацией самолета Boeing 737MAX.

Но в конечном итоге ландшафт рынка будет определяться планами и действиями самих авиаперевозчиков. Российские авиакомпании, опираясь на значительный потенциал внутреннего рынка, продолжают наращивать объемы перевозок и наперегонки друг с другом увеличивают и обновляют свой флот. При этом сами участники отмечают избыток на рынке провозных мощностей и как следствие — заметное падение тарифов по сравнению с предкризисным 2019 годом.

Не в обиду другим участникам рынка, в наступившем году за несколькими компаниями стоит понаблюдать повнимательнее.

Группа "Аэрофлот", крупнейшее авиатранспортное формирование страны с долей в объемах российского рынка авиаперевозок порядка 40%, очевидно, имеет ключевое влияние на весь рынок. Заметно, что авиакомпании, входящие в группу, действуют в строгом соответствии с откорректированной стратегией развития на период до 2028 года. Головная авиакомпания "Аэрофлот российские авиалинии" продолжит оптимизацию флота за счет получения эффективной западной техники, сокращения типов воздушных судов и их общего количества. Ведется работа по повышению уровня сервиса. Если международное сообщение будет восстанавливаться так же медленно, как и в предыдущем году, участники внутреннего рынка продолжат ощущать повышенное давление со стороны флагмана на ВВЛ. Интересно посмотреть, какое дальнейшее развитие получит первый региональный хаб (точнее, пока только узловой аэропорт) авиакомпании в Красноярске.

Еще одна сетевая авиакомпания группы — "Россия", которая с недавнего времени уже располагает вторым по численности флотом в стране, до конца августа заберет у "Аэрофлота" все оставшиеся Superjet 100, и к концу года количество российских региональных джетов достигнет 87, а общее количество ВС приблизится к 150. Значимым для страны должна стать поставка в авиакомпанию во втором полугодии первых четырех среднемагистральных самолетов нового поколения МС-21, что подтверждает ее заявленный статус центра компетенций по эффективной эксплуатации отечественных воздушных судов.

Находящаяся в коммерческом управлении "Аэрофлота" и располагающая таким значительным парком "Россия" — все более серьезный игрок как в региональном, так и в туристическом сегменте.

Но наибольшее влияние на рынок в целом продолжит оказывать "Победа" — стратегический драйвер роста объема перевозок группы. Этот единственный на данный момент в стране лоукостер может войти в летнюю навигацию второй по объемам перевозок авиакомпанией страны, а к концу года приблизиться к первому месту. В этом году дискаунтер планирует увеличить флот на 45% за счет перевода из "Аэрофлота" 20 узкофюзеляжных Boeing 737-800, доведя численность парка до 64 единиц.

Радикальное воздействие "Победы" может ощутить рынок перевозок из Санкт-Петербурга. Именно здесь, по имеющейся информации, "Победа" может забазировать не менее 10 самолетов.

Всегда любопытно и полезно следить за крупнейшей частной авиакомпанией страны S7 Airlines / группой S7, где произошла смена управленческой команды и все большее влияние на ее стратегию оказывает молодой руководитель. В авиакомпании идет активное обновление флота за счет новейших узкофюзеляжных самолетов семейства Airbus A320neo, число которых в конце прошлого года достигло 38 — больше, чем у всех остальных, вместе взятых, операторов в России. В прошлом году началось выполнение грузовых авиаперевозок на конвертированных узкофюзеляжных Boeing 737-800BCF. В целом взвешенная и продуманная стратегия этой компании не предусматривает сколь-либо стремительного количественного развития.

Но в этом году наибольший интерес привлекает проект запуска группой S7 нового лоукостера — авиакомпании Citrus, о которой известно пока немногое. Объявлены лишь первые города ее базирования (Казань и Омск), планируемая дата запуска (июль) и тип самолетов (A320neo), численность которых в ее парке к концу года может достичь восьми.

Частная авиакомпания Smartavia, которая базируется в Архангельске (где она зарегистрирована), Санкт-Петербурге и Москве, нацелена на стремительный рост. Согласно новой стратегии смарт-лоукостер, как он себя позиционирует, к 2025 году должен войти в пятерку крупнейших авиаперевозчиков РФ, нарастив пассажиропоток до 16 млн чел. в год. Для этого авиакомпания, являющаяся в данный момент одной из самых быстрорастущих на рынке, планирует взять в лизинг 40 новых самолетов Airbus A320neo, причем семь лайнеров поступят уже в этом году. Компания впервые получает новые самолеты. Еще из примечательного: Smartavia в этом году переходит на базирование в Шереметьево и будет интересно посмотреть, какие она выберет направления.

Базирующаяся в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Минеральных Водах авиакомпания "Азимут" стала первой в стране, целиком построившей свой бизнес на эксплуатации российских региональных реактивных самолетов Superjet 100. Однако в прошлом году ее руководство приняло решение приобрести шесть более вместительных и "дальнобойных" Airbus A220-300 и стать первым оператором этого нового типа воздушных судов в России. Ожидаем начала поставок в этом году. У авиакомпании появится возможность развивать не только внутреннюю маршрутную сеть, в том числе направления в Сибирь, но также международные направления в страны СНГ, Европы и Ближнего Востока. "Азимут" при этом не отказывается от дальнейшего получения SSJ 100. Кроме того, в планах предприятия ввести в эксплуатацию ангар для техобслуживания воздушных судов в своем основном базовом аэропорту Платов в 2022 году.

Внимание привлекают два аспекта деятельности принадлежащей ГМК "Норильский никель" авиакомпании NordStar. На фоне стремительного роста бизнеса электронной коммерции норильское авиапредприятие развивает новое направление — грузовые авиаперевозки. В ближайшее время NodrStar ожидает получения в лизинг двух узкофюзеляжных конвертированных фрейтеров Boeing 737-800BCF для выполнения полетов по России и в Китай.

Любопытна также программа модернизации флота и стратегия компании: в прошлом году она подписала соглашение о создании консорциума с региональной "КрасАвиа" и передала ей все свои турбовинтовые самолеты ATR 42. Таким образом, частная NordStar сосредоточилась на выполнении среднемагистральных перевозок на Boeing 737, а региональные рейсы обеспечиваются принадлежащей Красноярскому краю "КрасАвиа". Дальнейшее обновление ее флота зависит от ресертификации самолета Boeing 737MAX российским авиарегулятором.

Главный некоммерческий авиаперевозчик — созданная по поручению президента страны единая дальневосточная авиакомпания "Аврора" — будет находиться под пристальным вниманием чиновников разных ведомств и, вероятно, получит приоритетное финансирование.

Эта авиакомпания, запущенная в 2021 году, планирует перевезти более 200 тыс. пасс. на 30 социально значимых рейсах. В текущем году компания приступит к модернизации флота.

Таков далеко не исчерпывающий список примечательных событий и тенденций на рынке воздушного транспорта страны, привлекших наше внимание. Хотите узнать больше, поделиться своим мнением, познакомиться с интересными людьми? Воспользуйтесь возможностью приобщиться к обсуждению актуальных проблем и перспектив отрасли, посещая мероприятия, проводимые профессионалами, и читая ATO.ru.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Комаров.

  • 01.12.2005 Заканчивается 2005 год, который был нелегким для гражданской авиации страны. Нелегким настолько, что Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта РФ обратилась в правительство с письмом, в котором сложившаяся в сфере авиационных перевозок ситуация дипломатично характеризуется как тревожная (наверное, правильнее было бы назвать ее чрезвычайной), требующая принятия немедленных мер по оздоровлению экономики национальных авиакомпаний.
  • 01.11.2005 До сих пор и в отрасли, и в умах госчиновников существует определенный стереотип мышления, сформировавшийся за многие десятилетия: "наш рынок всегда был изолирован и самобытен и потому может не слишком заботиться о конкурентоспособности в мировых масштабах". Весьма опасное заблуждение в нынешних условиях.
  • 01.09.2005 22 августа Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приостановила эксплуатацию всех четырнадцати самолетов Ил-96-300.
  • 01.08.2005 Выход этого номера "Авиатранспортного обозрения" приурочен к главному событию года в авиации — Международному авиационно-космическому салону МАКС.
Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.