Диверсификация бизнеса привела к интеграции
Почти повсеместное распространение Интернета как канала продаж, обеспечивающего прямой контакт между авиакомпаниями и пассажирами, неминуемо потребовало от глобальных дистрибутивных систем (GDS) переосмысления своей роли и диверсификации бизнеса. В результате дистрибутивные системы — в большей или меньшей степени — также двинулись в Интернет. Довольно распространенным предложением с их стороны стали интернет-движки для организации онлайн-продаж. Стандартными движками интернет-магазинов для продажи авиаперевозок воспользоваться затруднительно в силу специфических особенностей продаваемого товара — глубина продаж составляет до одного года, при этом надо учитывать и правильно обрабатывать переоформления, возвраты, полные или частичные, отмены авиаперевозок, а также осуществлять сложные взаиморасчеты с контрагентами.
В России есть свои особенности — прежде всего недостаточно отлаженная финансовая инфраструктура, обеспечивающая организацию взаиморасчетов между пассажирами и авиакомпанией с учетом всех возможных нюансов их отношений. Так, четыре года назад гендиректор компании "Сирена-Трэвел" Михаил Баскаков говорил о том, что компания уже несколько лет обсуждает возможное сотрудничество с различными банковскими платежными системами, но так и не смогла прийти к соглашению о приемлемых условиях (см. АТО # 55, с. 23). С тех пор ситуация, конечно же, сильно изменилась, однако неудовлетворенность "Сирены-Трэвел", похоже, сохранилась — компания создала собственный платежный шлюз, соответствующий требованиям международных платежных систем, найдя новый и не вполне очевидный вариант диверсификации своих услуг.
По словам представителей "Сирены-Трэвел", система процессинга пластиковых карт представляет собой интегрированный продукт, состоящий из трех основных частей: модуля по бронированию перевозки, платежного инструмента и вспомогательного блока для формирования отчетов и претензионной работы. Единый комплекс дистрибутивной системы и процессинга платежей создает ряд преимуществ как для авиакомпаний, так и для агентов, которые пользуются этой системой. Поскольку продажи мест осуществляются из собственной дистрибутивной системы, значительно упрощаются и становятся более надежными механизмы возврата и переоформления перевозок. Кроме того, упрощается и документооборот, который ведет агентство при продажах через свой сайт. Дело в том, что стандартный интернет-магазин формирует отчет о финансовых транзакциях, а дистрибутивная система — отчет о бронировании, и это два разных документа, сверка которых обычно является весьма трудозатратной процедурой. Как говорят в "Сирене-Трэвел", благодаря тому что процессинг стал элементом дистрибутивной системы, формируется единый отчет, не требующий дополнительных сверок. По словам специалистов компании, ни одно из представленных на российском рынке платежных решений не способно давать финансовую отчетность с такой степенью детализации — каждый билет связан с соответствующим платежом. В системе реализована так называемая длинная запись — в запрос на транзакцию вносится и номер билета, что позволяет проследить, была ли реально оказана услуга или нет. Поскольку надежность повышается, банк-эквайер снижает свои проценты за транзакцию при наличии длинной записи.
Платежный инструмент реализован "Сиреной-Трэвел" в сотрудничестве с компанией UCS (КОКК), применены стандарты безопасности 3DS и необходимый фрод-мониторинг (защита от мошенничества). Кроме того, объединение платежной системы с системой бронирования позволяет дополнительно повысить уровень безопасности системы с точки зрения защиты от мошенничества. Ведь архивы дистрибутивной системы хранят информацию о конкретных бронированиях и перевозках, что позволяет еще на этапе подготовки к бронированию провести поиск и определить, покупал ли прежде данный клиент перевозку.
В настоящее время движок "Сирены-Трэвел" используется для продаж через свои сайты авиакомпаниями UTair, "Уральские авиалинии", "ВИМ-авиа" и другими. По мнению представителей "Сирены-Трэвел", их движок с собственной системой процессинга имеет хорошие перспективы, так что количество сайтов с его использованием будет увеличиваться. Вместе с тем проблема организации центра поддержки клиентов, стоящая, в принципе, перед любыми интернет-магазинами, в случае электронной коммерции в области продажи авиаперевозок становится чрезвычайно актуальной и, фактически, требует создания полнофункционального call-центра, обеспечивающего поддержку пассажиров.
Как говорят в "Сирене-Трэвел", подобных интегральных решений, сочетающих бронирование перевозки с платежным инструментом, нигде в мире больше нет. Вероятно, объяснение этому стоит искать в уровне освоения пластиковых карточек в России (с формированием соответствующей инфраструктуры) на момент активного перехода к интернет-продажам. Едва ли иностранные глобальные дистрибутивные системы в рамках диверсификации своего бизнеса (что для них тоже весьма актуально) двинутся в сторону формирования собственных платежных систем, поскольку для них это означало бы вторжение на непрофильный высоконкурентный рынок. Что касается России, пока затруднительно делать прогноз о том, как долго просуществует интегрированное решение "Сирены-Трэвел" и не окажется ли через сколько-то лет экономически более выгодным отделить процессинг пластиковых карт от системы дистрибуции.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather