Двигатели на экспорт
Хотя в 2009 г. российские двигателестроители увеличили объем работ, выполняемых по внутренним заказам, экспорт силовых установок по-прежнему остается серьезной статьей доходов отрасли. Согласно данным АССАД, в прошлом году доля работ предприятий отрасли по иностранным заказам в общем объеме продаж уменьшилась до 31,2% по сравнению с 44% годом ранее. Стоимость выполненных экспортных контрактов составила почти 48 млрд руб.
Основной статьей экспортных доходов продолжают быть поставки двигателей для российских боевых самолетов, передаваемых за рубеж. Как ранее сообщал президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров, в 2009 г. на экспорт было поставлено 19 боевых самолетов семейства Су-30 и 12 сборочных комплектов для их лицензионного производства, а также 6 корабельных истребителей МиГ-29К. Различные модификации самолетов Су-30МКИ, оснащенные двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги производства Уфимского моторостроительного производственного предприятия (УМПО) поставлялись в Индию, Алжир и Малайзию. По данным УМПО, на долю экспортных заказов в 2009 г. пришлось 82% всей выпущенной продукции. Кроме поставок готовых двигателей это предприятие также занимается организацией лицензионного производства АЛ-31ФП в Индии — такие двигатели идут на истребители Су-30МКИ, также собираемые по лицензии в этой стране.
Истребители МиГ-29К, экспортируемые в Индию, оснащаются двигателями РД-33МК производства Московского машиностроительного предприятия им. Чернышева. По словам гендиректора предприятия Александра Новикова, доля экспортных заказов в прошлом году составила 80%. Кроме поставок силовых установок для МиГ-29К, в прошлом году ММП им. Чернышева приступило к поставке двигателей РД-93 в Китай, где они будут устанавливаться на легкий истребитель FC-1 местной разработки. Контракт на поставку первой партии из 43 двигателей был заключен в декабре 2009 г., всего же Китай планирует закупить 100 моторов. Первым заказчиком этого самолета с российским двигателем, предназначенного для экспорта, стали ВВС Пакистана.
С Китаем уже давно успешно работает другой лидер российской двигателестроительной отрасли — ММПП "Салют". Это московское предприятие традиционно поставляло двигатели АЛ-31Ф для истребителей Су-27, экспортируемых в Китай и собираемых там по лицензии. После того как Китай прекратил покупку российских боевых самолетов, "Салют" продолжает поставлять ему модификацию АЛ-31ФН с нижним расположением коробки агрегатов, которая используется на китайском истребителе 4-го поколения J-10. С 2005 г. "Салют" поставил в Китай около 200 двигателей АЛ-31ФН, однако общая потребность этой страны в двигателях данного типа составляет, по экспертным оценкам, 300–400 единиц. Сейчас "Салют" предлагает Китаю усовершенствованную модификацию АЛ-31Ф-М1 с форсажной тягой, увеличенной до 13,5 т.
Рыбинское НПО "Сатурн" также поставляет двигатели по китайским заказам. В конце 2009 г. предприятие передало Китаю первую партию из 8 турбовентиляторных двигателей Д-30КП-2, которые используются на китайском бомбардировщике Н-6, копии советской машины Ту-16. Контракт по поставку в эту страну до 2012 г. 55 двигателей данного типа вступил в силу в апреле прошлого года. Еще одной экспортной программой "Сатурна" является разработка двигателя АЛ-55И для индийского учебно-тренировочного самолета HJT-36.
Можно предположить, что Китай останется крупнейшим покупателем российских двигателей на ближайшие годы, поскольку его национальная авиационная промышленность пока не в состоянии разработать подходящие собственные силовые установки для упомянутых авиационных программ, хотя работы в этом направлении ведутся. Общий объем заказанных в 2009 г. Китаем российских авиадвигателей составил 220 единиц.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.