На финишной прямой

Самолет Sukhoi Superjet 100 проходит сертификацию и готовится к поставкам

Hачало поставок нового российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 со всей вероятностью может стать одним из основных событий отечественного авиастроения в этом году. Однако до этого программе необходимо пройти еще один ключевой этап, а именно завершение сертификации самолета по стандартам МАК и EASA.

Hачало поставок нового российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 со всей вероятностью может стать одним из основных событий отечественного авиастроения в этом году. Однако до этого программе необходимо пройти еще один ключевой этап, а именно завершение сертификации самолета по стандартам МАК и EASA.
"Программа Sukhoi Superjet 100 находится в уникальной даже по общемировым меркам ситуации, т. к. разработчикам необходимо одновременно сертифицировать связку "новый самолет плюс новый двигатель". Кроме того, впервые в российской практике заявка на сертификацию была подана практически одновременно и в АР МАК, и в EASA, и обе администрации на примере этой программы отлаживают механизм взаимодействия по взаимному признанию доказательной документации, процедур и методик сертификации", — подчеркнул первый вице-президент ГСС Игорь Виноградов.

Подтвердить задуманное
На сегодняшний день компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), разработчик Superjet 100, выпустила шесть опытных самолетов, два из которых используются для статических и ресурсных испытаний, а четыре задействованы в летной программе. Летные прототипы 95001 и 95003 предназначены для аэродинамических и прочностных испытаний, в то время как на самолетах 95004 и 95005, выпущенных в стандартной сертификационной конфигурации, проводятся отработки систем, испытания на отказобезопасность и проверки пассажирского оборудования.
По данным ГСС, опытные машины выполнили свыше 500 полетов с общим налетом почти 1400 ч. Помимо Комсомольска-на-Амуре, где стартуют все сертификационные летные испытания, и Жуковского, где находится летно-испытательный комплекс "Гражданских самолетов Сухого", география испытательных полетов включает в себя Архангельск, в котором проводились испытания на обледенение, Армению (испытания в условиях высокогорья) и Якутск (испытания в условиях низких температур).
Первый летный образец — самолет 95001 уже выполнил весь запланированный объем летных испытаний. На этой машине получены характеристики управляемости и маневренности на малых и больших скоростях, проведены испытания по определению взлетно-посадочных и летно-технических характеристик во всем заявленном диапазоне ожидаемых условий эксплуатации. Поскольку разработчик двигателя SaM146 для Superjet 100, российско-французское СП Powerjet, задерживает поставки силовых установок для летных прототипов, двигатели первого самолета были позаимствованы для прототипа 95005. Он приступил к полетам в начале февраля этого года, а его конфигурация включает все доработки, реализованные по результатам программы сертификационных испытаний, и полностью соответствует итоговой стандартной сертификационной конфигурации Sukhoi Superjet 100.
По словам разработчиков, с подключением четвертого опытного самолета 95005 к программе летных испытаний значительно возрастет их плотность и интенсивность. В рамках сертификационных испытаний на самолете 95005 предполагается провести оценку всего комплекса бортового оборудования и авионики, а также — совместно с машиной 95004 — испытания на отказобезопасность систем самолета. На самолете 95005 пройдут испытания противопожарной системы и системы нейтрального газа. Последняя впервые устанавливается на отечественном самолете. Использование системы нейтрального газа для поддува топливных баков является обязательным по требованиям американских и европейских авиационных властей, но в России это требование находится на стадии внедрения и пока обязательным не является. После завершения сертификационных испытаний прототип 95005 будет использоваться для обучения летного состава стартовых заказчиков.
Что касается наземной части испытаний, то, как рассказали АТО в ГСС, прототип самолета 95002 полностью завершил статические испытания на эксплуатационный объем нагрузок и на основной объем расчетных нагрузок в подмосковном ЦАГИ. Успешно выполнены статические испытания передней опоры шасси, на завершающем этапе находятся испытания основной опоры.
В декабре 2009 г., после отладки испытательного оборудования, в новосибирском СибНИА стартовал первый этап ресурсных испытаний прототипа 95006. На сегодняшний день на ресурсном самолете выполнено свыше 1800 лабораторных полетов, что, по мнению представителей ГСС, с учетом выхода на стабильный темп испытаний, позволяет с уверенностью говорить о том, что до получения российского сертификата типа будут выполнены необходимые 6000 лабораторных полетов. После этого испытания будут продолжены до наработки на полный ресурс.
Сейчас программа сертификационных испытаний самолета выходит на финишную прямую. "На сегодняшний день на летных самолетах Sukhoi Superjet 100 выполнен основной объем испытаний по программе "Полет", в частности проверены характеристики во всей эксплуатационной области полета", — рассказал АТО заместитель директора ГСС по общему проектированию Александр Долотовский.
По его словам, проведенные летные и наземные испытания подтверждают заявленные характеристики самолета. Полеты прототипов подтвердили расчетные скоростные характеристики: оптимальная крейсерская скорость Superjet 100 на эшелоне 11600 м составляет 0,78М, а максимальная соответствует проектному ограничению 0,81М, что позволяет самолету Superjet 100 летать на эшелонах выше 10000 м в одном потоке с современными, наиболее распространенными магистральными лайнерами без ограничений.
Как рассказывают представители ГСС, летчики и эксперты АР МАК и EASA очень высоко оценивают систему управления Superjet 100, которая обеспечивает комфорт и безопасность при пилотировании самолета. "Эта система базируется на алгоритмах, разработанных конструкторами ГСС совместно с ЦАГИ, и не только обеспечивает высокий комфорт и низкую загрузку пилотов, но и позволяет исключить ошибки пилотирования, ведущие к катастрофическим последствиям, например резкие маневры, потерю скорости и пространственной ориентации. Будучи ключевой системой с точки зрения безопасности полета, она имеет более чем шестикратное резервирование, что позволяет сохранять самолету безопасность и предсказуемость управления при любых режимах и условиях полета", — говорит Долотовский.
Получение российского сертификата типа для Superjet 100 планируется на лето 2010 г., а основные сертификационные работы по стандартам EASA должны завершиться в октябре этого года. В ближайшее время в Луховицах планируется провести комплекс испытаний по посадке на заснеженную и покрытую водой и слякотью полосу. Как рассказал Александр Долотовский, кроме того, по возвращении из Якутска прототип 95004 отправится в Италию, где на сертифицированной по европейским нормам испытательной базе Alenia Aeronautica будут проведены испытания по определению уровня шума на местности, а также сертификационные испытания в условиях радиоэлектронных полей высокой интенсивности (HIRF). Одновременно в России пройдут испытания на аварийную эвакуацию, электромагнитную совместимость и молниестойкость. Еще один крупный блок, который необходимо завершить до получения сертификата типа, — это выполнение программы по подтверждению отказобезопасности систем, то есть оценка влияния отказа ключевых систем на эксплуатацию самолета — в частности, на возможность безопасного завершения полета.
Ресурсные и статические испытания в необходимом для оформления российского сертификата типа объеме планируется завершить в середине II квартала, окончание стендовых испытаний по отдельным системам ожидается в конце II квартала 2010 г.
По словам представителей ГСС, ключевым фактором для получения российского сертификата типа в соответствии с существующим графиком программы в середине 2010 г. является своевременное получение сертификационных версий программного обеспечения ряда ключевых систем, а также своевременная сертификация и поставка двигателя. После получения российского сертификата двигателя самолетам Superjet 100 будет необходимо выполнить определенный объем полетов с серийным, сертифицированным двигателем. В начале февраля Илья Федоров, управляющий директор НПО "Сатурн", российского партнера по СП Powerjet, заявлял о выполнении 90% испытаний SaM146. Тогда он пообещал, что двигатель будет сертифицирован в мае этого года, а первые два SaM146 для серийного самолета будут поставлены ГСС в июне-июле. Всего до конца года компания рассчитывает поставить ГСС 12–13 двигателей, а в 2011 г. увеличить выпуск SaM146 до 33 единиц.
Однако программа испытаний самолета не закончится с получением российского и европейского сертификатов — усилия разработчиков будут направлены на расширение сертификата самолета для его эксплуатации в условиях экстремальной жары и холода, а также для посадки по III категории ICAO.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.