Нашли конкурента

Газеты "Коммерсант" и "Ведомости" опубликовали (со ссылкой на неофициальные источники) информацию о том, что 30 декабря на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова министр транспорта Игорь Левитин предложил отдать "Аэрофлоту" активы авиакомпаний, ранее внесенные государством в состав госкорпорации "Ростехнологии". В их число входят ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии", "Владивосток Авиа", "Сахалинские авиатрассы", "Кавминводыавиа" и "Саратовские авиалинии", а также обанкроченные остатки альянса AiRUnion ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара" и "Дальавиа"), на основе которого, собственно, "Ростехнологии" и планировали в 2008 г. создать компанию "Росавиа", позиционируя ее как конкурента "Аэрофлоту".
Вопрос о том, нужен ли с точки зрения государства конкурент "Аэрофлоту", доля которого в общем объеме пассажирских перевозок не превышала 20%, уже и тогда вызывал очевидные сомнения, а по нынешним кризисным временам ответ становится еще прозрачнее. Предложенная министром схема вполне технологична как с точки зрения распоряжения имуществом, так и с точки зрения бизнеса. По имуществу предлагается выкупить у Национальной резервной корпорации 28% акций "Аэрофлота" (сделать это могут либо государство, либо сама авиакомпания), после чего этот пакет получит госкорпорация "Ростехнологии" в обмен на свои авиационные активы. Что касается производства и бизнеса, то вполне можно ожидать, что при такой схеме перечисленые авиаперевозчики становятся дочерними компаниями "Аэрофлота", сохраняя свои юридические лица, бренды и свидетельства эксплуатантов. Такой вполне консервативный подход снимает ряд очевидных вопросов, которые возникали при обсуждении идеи создания "Росавиа" с единым свидетельством эксплуатанта: что делать с системами управления разных авиакомпаний, их коммерческими правами, маршрутными сетями, прохождением (при таком парке!) аудита IOSA и др.
Создание холдинговой структуры позволит "Аэрофлоту" по возможности дистанцироваться от производственных и репутационных рисков, связанных с деятельностью этих перевозчиков (история с передачей "Аэрофлотом" своего бренда дочерним авиакомпаниям и последующим его отзывом служит наглядным уроком). Однако другие риски остаются, прежде всего — финансовые. У ряда перевозчиков "Ростехнологий" ситуация весьма тяжелая, хотя некоторые, напротив, чувствуют себя относительно неплохо и активно развиваются. Тем не менее всю эту деятельность необходимо как-то координировать, и тут возникает еще одна проблема — менеджерская. "Аэрофлот" в силу своих масштабов и пройденного исторического пути остается, пожалуй, крупнейшей кузницей управленческих кадров в российской гражданской авиации, однако и масштабы работы весьма впечатляют, к тому же часть менеджеров была потеряна в ходе смены руководства компании.
Так что очередная идея хоть как-то распорядиться государственными активами в гражданской авиации (которые вроде бы и большие, и стоят дорого, и совершенно не ликвидны) выглядит интересно, но попытка ее реализации, очевидно, станет не решением проблемы, а, скорее, ее постановкой.

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.