Новые приобретения

Российские авиакомпании эксплуатируют около 300 самолетов западного производства, в общей сложности на них перевозится около двух третей всех пассажиров. Такие данные накануне открытия МАКС-2009 привел министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Учитывая темпы, с которыми пассажиров пересаживают на западную технику, в скором времени около 90% всех клиентов российских авиакомпаний будут путешествовать на ВС, сделанных в Европе или Америке.

Процесс модернизации парка российских ВС не смог остановить даже кризис — перевозчики продолжали приобретать (в основном по договору лизинга) иностранные самолеты. В большинстве случаев это по-прежнему были машины с вторичного рынка. Но если несколько лет назад авиакомпании останавливали свой выбор на самолетах с возрастом 15–17 лет, многие из которых уже были сняты с производства, то теперь приобретаются ВС не старше 10 лет. На смену Boeing 737-300/400 пришли Boeing 737-500 и Boeing 737NG, а также семейство А320.
За последний год на российском рынке появился новый тип ВС: "Аэрофлот" и "Владивосток Авиа" начали летать на А330. "Аэрофлот" в сентябре получил пятую машину такого типа, до апреля 2010 г. компания ожидает поступления еще пяти А330. Во "Владивосток Авиа" первый подобный самолет начал летать в начале лета, второе ВС перевозчик рассчитывает получить в октябре.
Вместе с приобретением новых самолетов авиакомпании стали более активно расставаться со своим старым парком. От самолетов советского производства в сжатые сроки избавилась авиакомпания "Сибирь". Сейчас парк компании насчитывает 19 A319 и семь A320. По словам руководителей компании, до конца года "Сибирь" рассчитывает получить еще два A319, хотя ввод в эксплуатацию второго из них, скорее всего, произойдет в начале следующего года.
"Аэрофлот" растянул вывод Ту-154 на более долгий период — окончательно перевозчик откажется от этих ВС к началу 2010 г. Сейчас о выводе из парка этого типа заявила питерская ГТК "Россия". Процесс должен завершиться к началу ноября (см. с. 48). Поскольку количество пассажиров у перевозчиков сократилось, вывод самолетов советского производства становится удачным ходом по оптимизации провозных емкостей, предложенных на рынке. В результате даже при серьезном уменьшении числа клиентов показатели по коммерческой загрузке у авиакомпаний пока остаются на докризисном уровне, а у некоторых и увеличиваются.
Процесс отказа от ВС советского производства инициируется не только перевозчиками, но и авиационной администрацией. Например, Минтранс не допустил в зимнем расписании 2009–2010 гг. полеты Ил-86 в Египет, ограничив и без того небольшой выбор стран, куда допускаются такие самолеты. Крупнейшим эксплуатантом этого типа на рынке остается "Атлант-Союз". Как и остальные перевозчики, эта компания в последние несколько лет приобретала ВС западного производства. Сначала "Атлант-Союз" взял два Boeing 737-300, а позднее получил три Boeing 737-800 (в ближайшее время парк этих машин увеличится до шести). Именно на Boeing 737-800 авиакомпания будет выполнять чартерные рейсы в Египет.
Из пяти крупнейших перевозчиков значительная доля советского парка в ближайшее время может остаться только у UTair, хотя и тюменская авиакомпания в последние несколько лет стала очень активно покупать иностранные ВС, сделав ставку на Boeing 737-500, а также на ATR 42 и ATR 72 в региональных перевозках. UTair уже объявила о планах по замене ATR 42-300 на ATR 42-500; в эту программу компания намерена инвестировать около 300 млн долл. В августе–сентябре 2009 г. авиакомпания UTair получила четыре Boeing 737-500, так что сейчас парк UTair насчитывает 13 ВС этого типа. По данным компании, в сентябре-октябре запланирован ввод в эксплуатацию еще трех машин и к концу года общее количество Boeing 737-500 в парке авиакомпании достигнет 16.
Необходимо отметить, что модернизация парка UTair в этом году идет весьма быстрыми темпами: в январе текущего года компания эксплуатировала только шесть Boeing 737-500, а основу парка ближне- и среднемагистральных ВС составляли 32 Ту-134 различных модификаций и 18 Ту-154М. По состоянию на начало августа численность парка ВС этих типов в компании не изменилась, при этом руководители UTair пока не заявляли о намерениях активно списывать Ту-154М. В то же время в компании с осени 2007 г. продолжается конкурс по выбору ближнемагистрального самолета для замены Ту-134, но его итоги до сих пор не подведены.
Одной из новых тенденций рынка стало обновление парка относительно свежими западными машинами не только у крупных перевозчиков, но и у небольших авиакомпаний.
В течение лета о получении Boeing 737NG объявили авиакомпании "Московия" (бренд ЛИИ им. Громова) и "Якутия". На машинах этого типа начал работать перевозчик NordStar, ранее более известный как "Таймыр". Как правило, помимо эксплуатации на регулярных рейсах перевозчики задействуют машины на чартерных туристических направлениях.
Самолеты российского или совместного российско-украинского производства также поступают в парки авиакомпаний, но значительно реже, чем западные ВС. Например, парк компании Red Wings состоит из машин Ту-204-100В. Правда, в последний месяц разгорелся скандал между производителем ВС ульяновским заводом "Авиастар" и авиакомпанией. Перевозчик предъявляет претензии из-за большого количества технических неполадок, которые, в частности, приводят к нештатным посадкам ВС. Производители в свою очередь говорят о некачественном топливе, которым пользуется эксплуатант.
Выставка МАКС-2009 показала, что часть перевозчиков готова приобретать новые российские ВС в том случае, если производителям удастся поставить их в нужном количестве в оговоренные сроки. Наиболее популярным новым типом пока остается Ан-148 — сейчас выполняется контракт по поставке шести таких самолетов ГТК "Россия". 30 Ан-148 заказал "Атлант-Союз", предконтрактное соглашение на пять самолетов подписали "Саратовские авиалинии", такой же договор, но на четыре ВС, подписала "Владивосток Авиа". Поставки по этим контрактам должны начаться в 2010–2012 гг. Вопрос лишь в том, смогут ли производители их выполнить. Еще один шанс для отечественного авиапрома увеличить долю российских ВС в парках авиакомпаний — это Ту-204СМ. Эксплуатация первых коммерческих машин данного типа может начаться уже в 2011 г., эти самолеты также заказал "Атлант-Союз". Однако по-прежнему самым ожидаемым проектом российского авиастроения остается Sukhoi Superjet 100, и по-прежнему сроки передачи ВС первым эксплуатантам переносятся. Скорее всего, "Аэрофлот" не сможет пополнить свой парк новым типом раньше следующего года.
Как заявил перед МАКС-2009 Виктор Христенко, финансирование авиастроительной отрасли в последние пять лет увеличилось почти в 20 раз, в этом году с учетом антикризисных мер авиастроение получит от государства 80 млрд руб. Деньги вкладываются в капитализацию предприятий отрасли, а также в новые программы, такие как модернизация самолета Ту-204, создание Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Насколько результативны эти вложения, станет понятно уже в ближайшие несколько лет.    

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.