Опасный дефицит
Роберт УОЛЛ и Адриан ШОФИЛД, Женева
IATA отмечает появление тревожных тенденций в отношении безопасности полетов, в частности тот факт, что некоторые авиаперевозчики в стремлении заполнить пустующие вакансии пилотов снижают требования к их квалификации.
"Ежегодный спрос на пилотов составляет около 17 тыс. чел., что на 3,0-3,5 тыс. чел. превышает количество выпускников соответствующих курсов, — отмечает Юрген Хаакер, директор IATA по операционной безопасности. — Первые признаки проблем, связанных с дефицитом пилотов, появились, когда некоторые авиакомпании вдвое снизили количество часов налета, минимально допустимое для кандидата на должность командира ВС".
По словам Хаакера, чтобы успеть отреагировать на ситуацию до того, как она перерастет в большую проблему, IATA вводит инициативу по обучению и квалификации (Training and Qualification Initiative). Эта инициатива нацелена на увеличение количества подготавливаемых пилотов, разработку глобальных стандартов обучения и модернизированного стандарта на полетные тренажеры; кроме того, она предполагает продвижение профессии пилота с целью привлечения талантливых кандидатов. Хаакер отмечает, что одного лишь удержания на работе пилотов старше 65 лет будет недостаточно для компенсации глобальной нехватки пилотов. Более подробный план своей инициативы IATA намерена опубликовать в феврале.
Необходимо отметить, что отрасль воздушного транспорта уже столкнулась с нежелательной тенденцией в безопасности полетов. Согласно отчетам IATA, в течение 2007 г. количество инцидентов, приведших к потере ВС, увеличилось до 0,83 на один миллион рейсов. Это самый худший показатель за последние четыре года. В 2006 г. было достигнуто рекордно низкое значение — 0,65. Майк О'Брайан, директор IATA по аудиту безопасности, отмечает, что в 2007 г. было утрачено 18 самолетов, причем в 7 случаях это было связано с человеческими жертвами.
По словам генерального директора IATA Джованни Бизиньяни, в число наиболее проблемных регионов в 2007 г. вошли Бразилия, Индонезия и Африка в целом. Коэффициент потери самолетов в Африке возрос с 4,31 в предыдущем году до 4,94, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — с 0,67 до 2,68, в Латинской Америке — с 1,80 до 2,06. Самые лучшие показатели безопасности оказались у стран постсоветского пространства, потери в которых в этом году нулевые (после неудачного 2006 г., когда уровень потерь достиг 8,6). Что касается США, количество инцидентов там снизилось с 0,49 до 0,22, в то время как в Европе оно, наоборот, слегка возросло (с 0,32 до 0,36).
В настоящее время ассоциация авиакомпаний принимает меры по усилению безопасности полетов путем вовлечения авиаперевозчиков в организованный IATA процесс проверки эксплуатационной безопасности (IOSA). Согласно предварительным оценкам (статья была опубликована в AW&ST 17 декабря 2007 г. — Прим. АТО), около 97,5% перевозчиков — членов IATA соответствуют требованиям IOSA, но остается 6-9 компаний, которые могут лишиться членства в IATA. Шесть компаний, упустивших сроки проведения аудита, уже были исключены из IATA, хотя две из них с тех пор успели пройти инспекцию IOSA и подать заявления на восстановление их членства в ассоциации.
По словам О'Брайена, в 2008 г. IATA столкнется с еще большими проблемами. После проведения проверки IOSA компаниям дается год на устранение обнаруженных недостатков, и с учетом большого числа компаний, прошедших такую проверку в последние несколько месяцев 2007 г., 2008 г. должен быть очень напряженным в этом отношении. По состоянию на декабрь 2007 г. аудит прошли 145 компаний — членов IATA, еще 40 компаний, не являющихся членами IATA, также успешно выполнили эту программу (к концу января 2008 г. в регистре IOSA насчитывалось уже 190 операторов. — Прим. АТО). Чтобы помочь авиакомпаниям соблюсти требования IOSA, правление IATA, как заявил Бизиньяни, приняло решение о выплате приблизительно 5 млн долл. в год на покрытие расходов, связанных с проведением проверок.
В 2008 г. IATA намеревается также начать проведение аудита безопасности наземного обслуживания ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations), который представляет собой соответствующую модификацию IOSA и предназначен для снижения ежегодных потерь, связанных с наземными инцидентами, оцениваемых сейчас в 4 млрд долл.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent