Опасный дефицит

IATA прилагает усилия по наведению порядка в практике найма пилотов

Роберт УОЛЛ и Адриан ШОФИЛД, Женева
IATA отмечает появление тревожных тенденций в отношении безопасности полетов, в частности тот факт, что некоторые авиаперевозчики в стремлении заполнить пустующие вакансии пилотов снижают требования к их квалификации.
"Ежегодный спрос на пилотов составляет около 17 тыс. чел., что на 3,0-3,5 тыс. чел. превышает количество выпускников соответствующих курсов, — отмечает Юрген Хаакер, директор IATA по операционной безопасности. — Первые признаки проблем, связанных с дефицитом пилотов, появились, когда некоторые авиакомпании вдвое снизили количество часов налета, минимально допустимое для кандидата на должность командира ВС".
По словам Хаакера, чтобы успеть отреагировать на ситуацию до того, как она перерастет в большую проблему, IATA вводит инициативу по обучению и квалификации (Training and Qualification Initiative). Эта инициатива нацелена на увеличение количества подготавливаемых пилотов, разработку глобальных стандартов обучения и модернизированного стандарта на полетные тренажеры; кроме того, она предполагает продвижение профессии пилота с целью привлечения талантливых кандидатов. Хаакер отмечает, что одного лишь удержания на работе пилотов старше 65 лет будет недостаточно для компенсации глобальной нехватки пилотов. Более подробный план своей инициативы IATA намерена опубликовать в феврале.
Необходимо отметить, что отрасль воздушного транспорта уже столкнулась с нежелательной тенденцией в безопасности полетов. Согласно отчетам IATA, в течение 2007 г. количество инцидентов, приведших к потере ВС, увеличилось до 0,83 на один миллион рейсов. Это самый худший показатель за последние четыре года. В 2006 г. было достигнуто рекордно низкое значение — 0,65. Майк О'Брайан, директор IATA по аудиту безопасности, отмечает, что в 2007 г. было утрачено 18 самолетов, причем в 7 случаях это было связано с человеческими жертвами.
По словам генерального директора IATA Джованни Бизиньяни, в число наиболее проблемных регионов в 2007 г. вошли Бразилия, Индонезия и Африка в целом. Коэффициент потери самолетов в Африке возрос с 4,31 в предыдущем году до 4,94, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — с 0,67 до 2,68, в Латинской Америке — с 1,80 до 2,06. Самые лучшие показатели безопасности оказались у стран постсоветского пространства, потери в которых в этом году нулевые (после неудачного 2006 г., когда уровень потерь достиг 8,6). Что касается США, количество инцидентов там снизилось с 0,49 до 0,22, в то время как в Европе оно, наоборот, слегка возросло (с 0,32 до 0,36).
В настоящее время ассоциация авиакомпаний принимает меры по усилению безопасности полетов путем вовлечения авиаперевозчиков в организованный IATA процесс проверки эксплуатационной безопасности (IOSA). Согласно предварительным оценкам (статья была опубликована в AW&ST 17 декабря 2007 г. — Прим. АТО), около 97,5% перевозчиков — членов IATA соответствуют требованиям IOSA, но остается 6-9 компаний, которые могут лишиться членства в IATA. Шесть компаний, упустивших сроки проведения аудита, уже были исключены из IATA, хотя две из них с тех пор успели пройти инспекцию IOSA и подать заявления на восстановление их членства в ассоциации.
По словам О'Брайена, в 2008 г. IATA столкнется с еще большими проблемами. После проведения проверки IOSA компаниям дается год на устранение обнаруженных недостатков, и с учетом большого числа компаний, прошедших такую проверку в последние несколько месяцев 2007 г., 2008 г. должен быть очень напряженным в этом отношении. По состоянию на декабрь 2007 г. аудит прошли 145 компаний — членов IATA, еще 40 компаний, не являющихся членами IATA, также успешно выполнили эту программу (к концу января 2008 г. в регистре IOSA насчитывалось уже 190 операторов. — Прим. АТО). Чтобы помочь авиакомпаниям соблюсти требования IOSA, правление IATA, как заявил Бизиньяни, приняло решение о выплате приблизительно 5 млн долл. в год на покрытие расходов, связанных с проведением проверок.
В 2008 г. IATA намеревается также начать проведение аудита безопасности наземного обслуживания ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations), который представляет собой соответствующую модификацию IOSA и предназначен для снижения ежегодных потерь, связанных с наземными инцидентами, оцениваемых сейчас в 4 млрд долл.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.