Посадка «на брюхо»
"Год жесткой посадки" — под таким названием может войти в историю международной деловой авиации 2009 год, результаты которого превзошли самые пессимистичные прогнозы экспертов. Наиболее ощутимо среди игроков рынка последствия финансового коллапса почувствовали производители самолетов авиации общего назначения, объемы поставок которых сократились без малого на 45%. 2010 год обещает еще сильнее подорвать здоровье авиастроителей, обескровленных острым экономическим кризисом, нехваткой ликвидности у существующих покупателей и кредитным голоданием потенциальных заказчиков.
Tрадиционно в середине февраля Ассоциация производителей самолетов АОН (GAMA) отчитывается о ключевых показателях, определяющих направление в развитии рынка: объеме и стоимости поставленных самолетов. Результаты предыдущей ударной "пятилетки" неизменно характеризовались рекордными цифрами как по числу переданных заказчикам машин, так и по их денежному эквиваленту. Итоговые показатели 2009 г. также поставили своеобразный рекорд, только в зеркальном отражении. Годовой объем поставок самолетов АОН обрушился на 42,6% по сравнению с 2008 г.: с 3967 до 2276 машин. В серьезных потерях отрасли председатель Ассоциации Роб Уилсон винит финансовый кризис, последствия которого привели к резкому оттоку потребительского интереса, отменам и отсрочкам по существующим заказам, проблемам с финансированием кредитования. Новые заказы по-прежнему остаются под давлением избыточных предложений и низких цен на вторичном рынке бизнес-джетов, который, правда, начал несколько остывать в конце 2009 — начале 2010 г. Негативную роль сыграла и паническая кампания против пользователей деловой авиации, разгоревшаяся в прошлом году в Соединенных Штатах.
Нездоровая рыночная ситуация в меньшей степени повлияла на общую стоимость поставленных ВС, которая снизилась на 21,4%, до 19,5 млрд долл. Разница в сокращении числа переданных самолетов и их стоимости связана в первую очередь с неодинаковыми темпами снижения количества поставок в разных сегментах АОН: поршневом, реактивном и турбовинтовом. Наиболее чувствительными к падению спроса на протяжении всего 2009 г. (как и в 2008 г.) оставались "поршневики", потерявшие в поставках 54,5%. Однако стремительное сокращение производства слабо повлияло на суммарную стоимость всех переданных самолетов АОН в связи с относительно невысокими ценами на поршневую технику. Гораздо ощутимее на общую стоимость поставок оказалось влияние 33,7%-ного падения в реактивном секторе: по итогам 2009 г. заказчики получили 870 бизнес-джетов против 1315 в 2008 г. В несколько меньшей степени от экономической рецессии пострадали турбовинтовые самолеты, объем поставок которых упал на 17,6%.
Географическая диверсификация спроса, о которой в 2008 г. с радостью сообщали авиастроители, не смогла послужить им иммунитетом при изменении вектора спроса. В 2008 г. доля заказчиков самолетов АОН за пределами Северной Америки перевалила за 60% и некоторые игроки рынка наделили неамериканские регионы компенсаторной функцией при возможном падении спроса, но итоги 2009 г. показали, что кризис накрыл перспективные формирующиеся рынки, а львиная доля поставок вновь переместилась в США. Так, из общемировых поставок в 2276 машин АОН на североамериканский рынок пришлось 1714 ВС, а доля новых бизнес-джетов составила 55,4%. Для сравнения: рыночная доля в поставках бизнес-джетов стран Персидского залива, чья экономика выгодно завязана на нефтегазовый сектор, составила всего 5,2%. В середине 2008 г. большинство экспертов отрасли — Forecast International, Teal Group — склонялось к прогнозам, что толстый портфель заказов обеспечит авиастроителей рекордными цифрами поставок и в 2009 г., а падение квартальных результатов начнется лишь в конце 2009 г. Реальность оказалась более суровой. Пересмотренный прогноз Teal Group называет 2010 г. нижней точкой падения рынка. Оживление начнется вместе с восстановлением экономики, когда основные факторы роста постепенно потянут рынок вверх. Однако производителям, обескровленным кредитным голоданием и практически отсутствием новых заказов, будет непросто переждать 2010 г., хотя, разумеется, масштабы проблем у всех разные.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft