Суммарный эффект
Гай НОРРИС, Лос-Анджелес
General Electric интегрирует собственные ресурсы в области двигателестроения с новоприобретенными дочерними предприятиями, специализирующимися на авионике, системах управления полетами и диспетчерском обслуживании в новой программе, цель которой — предоставить авиакомпаниям всеобъемлющий инструмент экономии топлива. По предварительным расчетам, новая программа позволит снизить топливные расходы на 20% или более.
Стимулом к созданию инициативы, получившей название On Point Fuel Solutions, послужил исторический скачок цен на топливо в июле 2008 г. Решающим звеном в ее реализации стало приобретение в прошлом году двух компаний: Naverus (занимается разработкой прогрессивных средств и методов аэронавигации) и канадской BMB Fuel, предоставляющей услуги по оптимизации топливных затрат.
"Наши клиенты, авиакомпании, из кожи вон лезли, пытаясь придумать, как жить дальше, — делится воспоминаниями Том Джентайл, вице-президент GE Services. — Хотя с тех пор цены на топливо обрушились с самой высокой отметки 147 долл. за баррель до среднего для прошлого года показателя 34 долл., проблема не ушла, а трансформировалась в состояние неопределенности. Многим авиакомпаниям пришлось прибегнуть к хеджированию, что в свою очередь усилило проблему зависимости от колебаний цены. В производственном бюджете авиаперевозчиков топливные затраты составляют от 40 до 60% расходной части. Согласно подсчетам GE, в 2008 г. топливо обошлось перевозчикам в 165 млрд долл., на 31 млрд долл. больше, чем в предыдущем году.
Базовыми компонентами OnPoint являются программы апгрейда двигателей CFM56 и CF6, однако компания пошла дальше, разработав ряд мер, не зависящих от типа ВС или двигателя. Джентайл подчеркивает, что наиболее сложной задачей был подсчет потенциальной экономии топлива: "Слишком много факторов надо учесть — от количества пассажиров и веса самолета до эшелона полета и направления ветра. Мы нашли компанию BMB Fuel в Оттаве, которая разработала алгоритм подсчета топливной экономии, учитывающий все значимые параметры".
BMB вошла в группу GE в декабре 2009 г. Перед компанией поставлена задача разработать процедуру детального анализа производственных показателей авиаперевозчика с целью выявления областей потенциальной экономии. Результаты оптимизации процессов и практик эксплуатации парка, планирования полетов, ТОиР должны составить не менее 3–5% годовых расходов перевозчика на топливо, "что для крупных авиакомпаний выливается в сумму около 30–50 млн долл.", — говорит Джентайл. Клиентом BMB уже стала Air New Zealand; в настоящий момент GE активно приглашает перевозчиков к сотрудничеству.
GE также рассчитывает добиться существенной экономии в результате реализации методов требуемых навигационно-точностных характеристик (RNP), разработанных Naverus, в новых системах FMS (бортовых компьютерах) производства GE. "Мы никак не можем повлиять на систему управления воздушным движением в целом, — говорит Лоррэйн Болсинджер, вице-президент GE Aviation Systems. — Но современные технологии позволяют работать очень эффективно, и жалко смотреть, как с трудом отвоеванные 4–5% экономии сводятся на нет при маневрировании в районе аэродрома". GE также признает, что не все функции FMS используются в полном объеме, и "предоставление экипажу возможности выполнения полета по оптимальным маршрутам и снижения с постоянным профилем поможет сэкономить от 5 до 15% расхода топлива и сопутствующих выбросов оксида углерода, а также снизить уровень шума на местности и на 10% повысить точность соблюдения расписания".
"Оборудование ВС в соответствии с требованиями RNP является краеугольным камнем системы ОрВД будущего, основанной на спутниковых и цифровых технологиях и известной под названием четырехмерного управления с учетом параметра времени (four-dimensional time-based operations, 4D TBO), — говорит соучредитель Naverus Стив Фултон. — Однако, поскольку система включает заходы на посадку с применением заданных точных временны’ х точек, "встает вопрос соблюдения временны’ х интервалов с ВС, не оснащенными подобным оборудованием. В ходе испытательных полетов в г. Брисбейн, Австралия, мы продемонстрировали свои возможности решения этого вопроса и в настоящий момент продолжаем работу в этом направлении в сотрудничестве с одной из авиакомпаний в США".
Еще одним ключевым элементом программы является разработанная GE технология промывки газового тракта двигателя ClearCore, благодаря которой температура выходящих газов снижается на 10–15°C, что в свою очередь позволяет сократить потребление топлива на 1% на каждые 10°C, а также обеспечивает больше времени работы двигателя до съема с крыла. "Таким образом, вы получаете всё те же заветные 15% экономии, которые обещают производители всех новых двигателей. Двигатель тот же, а топливная эффективность — как у Boeing 787, — говорит Болсинджер. — Когда от авиакомпаний требуют сократить потребление топлива наполовину, это звучит устрашающе, но на самом деле, если посмотреть на темпы обновления парка, замены устаревшего оборудования системами нового поколения, прибавить к этому усовершенствования в области организации воздушного движения и все более искусное управление провозными мощностями, то окажется, что мы близки к цели".
Программа OnPoint подразумевает три этапа. На первом проводится анализ данных, предоставленных клиентами, и оценка эффективности существующих программ экономии топлива. Затем определяются области потенциальной экономии и разрабатываются индивидуальные меры повышения эффективности процессов. На последнем этапе перевозчику оказывается поддержка в реализации полученных рекомендаций, обеспечение устойчивого результата, а также подтверждение расчетов.
По словам разработчиков программы, в настоящий момент продолжается работа с одним из крупных перевозчиков, в ходе которой команда GE определила 25 приоритетных направлений экономии, потенциально сокращающих расходы на 35 млн долл. Компания-клиент предпочла последовать восьми из предложенных рекомендаций и сэкономила за год 24 млн долл.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent