Узкофюзеляжный провал
B сегменте узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов вместимостью от 150 кресел Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) делает ставку на разработку нового лайнера МС-21. За счет улучшенных характеристик по топливной эффективности и эксплуатационным расходам этот самолет должен позволить российским авиастроителям занять свою нишу на рынке среднемагистральных ВС.
До выхода МС-21 на рынок в 2016 г. ОАК рассчитывала продавать модернизированную версию узкофюзеляжного Ту-204 — самолет Ту-204СМ. Однако развитие событий по программе Ту-204 показывает, что до момента готовности МС-21 Россия может остаться без собственных узкофюзеляжников. Несмотря на то что, открывая внутренний рынок для импортных гражданских ВС, российское правительство оставило прикрытие как для Ту-204, так и для МС-21 в виде сохранения пошлин на самолеты вместимостью от 160 до 219 кресел, отечественные авиастроители столкнулись с отсутствием спроса на свою продукцию.
В этом году ульяновский завод "Авиастар-СП" выпустил четыре Ту-204. Один Ту-204-100В был поставлен северокорейской Air Koryo, а Ту-204-300 в VIP-версии получила компания "ВТБ-Лизинг". Два грузовых Ту-204-100С, предназначавшиеся для авиакомпании "Авиастар-ТУ", были переданы ИФК, однако эти самолеты до сих пор остаются у лизингодателя. Казанское КАПО собрало только один Ту-214ПУ для перевозки первых лиц государства. Последние поставки семейства Ту-204 российским авиакомпаниям состоялись в 2009 г., когда авиакомпания Red Wings получила два пассажирских Ту-204-100В, а "Трансаэро" — лайнер Ту-214.
По словам представителя ОАК, на 2011 г. у ульяновского завода есть заказ только на два Ту-204-300 от Управления делами Президента. КАПО в следующем году выпустит последние два Ту-214 для "Трансаэро", после чего сосредоточится на производстве специальных версий Ту-214 по госзаказу. У этого завода есть заказы на четыре самолета данного типа в спецвариантах, а также на две машины для инспекционной международной программы "Открытое небо".
ИФК и ОАК рассчитывали, что коммерческих перевозчиков привлечет модернизированная версия Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2. По словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, первый Ту-204СМ уже готовится к началу летных испытаний. "Этот самолет сделан по нашему техзаданию, и мы считаем, что на нем были устранены все недостатки Ту-204-100", — говорит Александр Рубцов. Однако потенциальные отечественные заказчики заявили о высокой цене данной модификации и неотлаженной системе послепродажного обслуживания самолетов этого семейства.
В результате вся программа Ту-204 оказалась этой осенью на грани закрытия ввиду отсутствия негосударственных заказов. ОАО "Туполев" было вынуждено начать переговоры с поставщиками оборудования и комплектующих о возможном снижении стоимости самолето-комплекта на 27–30%. Известно, что удалось договориться с Пермским моторным заводом о том, что цена двигателей ПС-90А2 будет определяться ценой самолета и составит 11% для одного двигателя. Одновременно поставщики заявили, что пойдут на снижение цен на комплектующие только при наличии большого заказа. В результате получился замкнутый круг: для получения заказов надо снизить цены, но для снижения цен нужно получить большой заказ.
Спасителем программы может стать предприниматель Александр Лебедев, который предлагает закупить 44 Ту-204СМ для своей авиакомпании Red Wings. Сейчас эта авиакомпания обсуждает данный контракт с ИФК, акционером которой также является Лебедев. Однако для такой сделки Лебедев выставляет довольно много условий. Помимо уступок по стоимости самолетов, это и неформальное разрешение на продажу своей доли в ИФК Внешэкономбанку (ВЭБ), и гарантии остаточной стоимости самолетов и стоимости их летного часа со стороны ОАК и ВЭБ (что позволит реализовать схему операционного лизинга и добиться коммерческой эффективности машин), а также приоритет для Red Wings при распределении прав на полеты по международным туристическим маршрутам. Если ОАК и ИФК примут условия сделки во имя спасения программы Ту-204СМ и сохранения социального спокойствия в Ульяновске, то может оказаться, что с учетом этих уступок производство самолетов будет убыточным, если не найти еще дополнительные способы сокращения расходов. По словам представителей ОАК, решение о судьбе программы Ту-204 будет приниматься по результатам переговоров с Red Wings, которые должны завершиться до конца этого года. Так или иначе, по словам источников, знакомых с ходом переговоров, многие госчиновники, задействованные в процессе, сейчас демонстрируют ярко выраженное желание найти решение проблемы, понимая, что продолжение производства и эксплуатации Ту-204 и особенно те процессы и процедуры, которые требуются для превращения этого самолета в полноценный коммерческий продукт, важны не столько сами по себе, сколько для обеспечения коммерческих перспектив проекта МС-21.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft