Узкофюзеляжный провал

До 2016 года ОАК может остаться без среднемагистральных самолетов

B сегменте узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов вместимостью от 150 кресел Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) делает ставку на разработку нового лайнера МС-21. За счет улучшенных характеристик по топливной эффективности и эксплуатационным расходам этот самолет должен позволить российским авиастроителям занять свою нишу на рынке среднемагистральных ВС.
До выхода МС-21 на рынок в 2016 г. ОАК рассчитывала продавать модернизированную версию узкофюзеляжного Ту-204 — самолет Ту-204СМ. Однако развитие событий по программе Ту-204 показывает, что до момента готовности МС-21 Россия может остаться без собственных узкофюзеляжников. Несмотря на то что, открывая внутренний рынок для импортных гражданских ВС, российское правительство оставило прикрытие как для Ту-204, так и для МС-21 в виде сохранения пошлин на самолеты вместимостью от 160 до 219 кресел, отечественные авиастроители столкнулись с отсутствием спроса на свою продукцию.
В этом году ульяновский завод "Авиастар-СП" выпустил четыре Ту-204. Один Ту-204-100В был поставлен северокорейской Air Koryo, а Ту-204-300 в VIP-версии получила компания "ВТБ-Лизинг". Два грузовых Ту-204-100С, предназначавшиеся для авиакомпании "Авиастар-ТУ", были переданы ИФК, однако эти самолеты до сих пор остаются у лизингодателя. Казанское КАПО собрало только один Ту-214ПУ для перевозки первых лиц государства. Последние поставки семейства Ту-204 российским авиакомпаниям состоялись в 2009 г., когда авиакомпания Red Wings получила два пассажирских Ту-204-100В, а "Трансаэро" — лайнер Ту-214.
По словам представителя ОАК, на 2011 г. у ульяновского завода есть заказ только на два Ту-204-300 от Управления делами Президента. КАПО в следующем году выпустит последние два Ту-214 для "Трансаэро", после чего сосредоточится на производстве специальных версий Ту-214 по госзаказу. У этого завода есть заказы на четыре самолета данного типа в спецвариантах, а также на две машины для инспекционной международной программы "Открытое небо".
ИФК и ОАК рассчитывали, что коммерческих перевозчиков привлечет модернизированная версия Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2. По словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, первый Ту-204СМ уже готовится к началу летных испытаний. "Этот самолет сделан по нашему техзаданию, и мы считаем, что на нем были устранены все недостатки Ту-204-100", — говорит Александр Рубцов. Однако потенциальные отечественные заказчики заявили о высокой цене данной модификации и неотлаженной системе послепродажного обслуживания самолетов этого семейства.
В результате вся программа Ту-204 оказалась этой осенью на грани закрытия ввиду отсутствия негосударственных заказов. ОАО "Туполев" было вынуждено начать переговоры с поставщиками оборудования и комплектующих о возможном снижении стоимости самолето-комплекта на 27–30%. Известно, что удалось договориться с Пермским моторным заводом о том, что цена двигателей ПС-90А2 будет определяться ценой самолета и составит 11% для одного двигателя. Одновременно поставщики заявили, что пойдут на снижение цен на комплектующие только при наличии большого заказа. В результате получился замкнутый круг: для получения заказов надо снизить цены, но для снижения цен нужно получить большой заказ.
Спасителем программы может стать предприниматель Александр Лебедев, который предлагает закупить 44 Ту-204СМ для своей авиакомпании Red Wings. Сейчас эта авиакомпания обсуждает данный контракт с ИФК, акционером которой также является Лебедев. Однако для такой сделки Лебедев выставляет довольно много условий. Помимо уступок по стоимости самолетов, это и неформальное разрешение на продажу своей доли в ИФК Внешэкономбанку (ВЭБ), и гарантии остаточной стоимости самолетов и стоимости их летного часа со стороны ОАК и ВЭБ (что позволит реализовать схему операционного лизинга и добиться коммерческой эффективности машин), а также приоритет для Red Wings при распределении прав на полеты по международным туристическим маршрутам. Если ОАК и ИФК примут условия сделки во имя спасения программы Ту-204СМ и сохранения социального спокойствия в Ульяновске, то может оказаться, что с учетом этих уступок производство самолетов будет убыточным, если не найти еще дополнительные способы сокращения расходов. По словам представителей ОАК, решение о судьбе программы Ту-204 будет приниматься по результатам переговоров с Red Wings, которые должны завершиться до конца этого года. Так или иначе, по словам источников, знакомых с ходом переговоров, многие госчиновники, задействованные в процессе, сейчас демонстрируют ярко выраженное желание найти решение проблемы, понимая, что продолжение производства и эксплуатации Ту-204 и особенно те процессы и процедуры, которые требуются для превращения этого самолета в полноценный коммерческий продукт, важны не столько сами по себе, сколько для обеспечения коммерческих перспектив проекта МС-21.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.