Airbus готовится к будущему вторжению
Новость о том, что европейский авиастроитель Airbus открыл в Гамбурге четвертую линию сборки самолетов семейства A320/A320neo, гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. Неспроста при открытии линии президент подразделения коммерческих самолетов Airbus Гийом Фори сказал, что Airbus находится на ранних стадиях революции, но революция становится реальностью.
Разумеется, из-за большого портфеля заказов компании Airbus требуется наращивать объемы производства и вполне логично было использовать производственный корпус в Гамбурге, который первоначально предназначался для работ по A380, но из-за снижения темпов производства остался невостребованным. В отличие от традиционных сборочных корпусов для A320 этот ангар не прямоугольный в плане, а квадратный, к тому же он имеет на 30% меньшую площадь, так что стандартная линия сборки A320 туда, в принципе, не поместилась бы. Однако вовсе не эти факторы были решающими для того принципиального переосмысления процесса сборки, на которое пошел Airbus.
"Индустрия 4.0" на подходе
"Индустрия 4.0" — это многоплановая концепция, но суть ее состоит в том, что новейшие цифровые технологии позволяют создать гибкое и эффективное производство при относительно небольших капитальных вложениях. Благодаря этому время от времени появляются новые игроки, способные радикально перекроить тот или иной рынок. Самый наглядный пример из близкой к самолетостроению отрасли — Илон Маск, принципиально изменивший рынок коммерческих космических запусков, на котором раньше могли присутствовать только государства.
Безусловно, сделать коммерческий пассажирский самолет гораздо сложнее, чем коммерческую ракету, пусть даже и многоразовую. Тем не менее риск вторжения нового игрока, способного изменить правила игры, все более нарастает. И в Airbus это понимают. Еще два года назад тогдашний глава Airbus Фабрис Брежье ответил на вопрос АТО.ru: "Мы вполне допускаем такую возможность. Именно поэтому мы так активно осваиваем новые технологии и новые материалы, разрабатываем новые методики конструирования и формируем новые бизнес-процессы".
Создание новой сборочной линии с высоким уровнем роботизации и подвижными платформами MTP (mobile tooling platform) вместо традиционных стапелей — это элементы нового производства. Для секций фюзеляжа используются три пары MTP, еще две пары — для консолей крыла. После стыковки передней и задней секций фюзеляжа две платформы MTP движутся синхронно с помощью системы лазерного наведения, чтобы исключить какие-либо нагрузки на фюзеляж.
Места остановки MTP сохранили традиционное для Airbus название станций. Стыковка передней и задней секций фюзеляжа выполняется на станции 41, а присоединение консолей крыла к центроплану — на станции 40. На каждой станции самолет проводит два дня, а его перемещение между станциями занимает пару часов.
Новая система производства обладает широкими возможностями для масштабирования. Официального подтверждения пока нет, однако не исключено, что она будет использована на второй сборочной линии самолета Bombardier CSeries в г. Мобиле (США, шт. Алабама), которая должна открыться в 2019 г. в рамках сделки между Airbus и Bombardier. Кроме того, около 30% технологий и процессов новой системы, по информации Airbus, можно внедрить и на традиционных сборочных линиях самолетостроителя. "Для нас это квантовый скачок, — заявил старший вице-президент Airbus по прогамме A320 Клаус Рёве. — На новой линии ниже затраты, выше эффективность, высокий уровень дигитализации и гораздо меньший риск повреждений".
Разумеется, руководители Airbus вполне справедливо оценивают создание новой линии как раннюю стадию цифровой революции. Однако Airbus уверенно движется по этому пути — и это важный сигнал для его нынешних и будущих конкурентов.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.