Кто контролирует воздушный транспорт?

По данным аналитической компании Cirium, впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских воздушных судов, находящихся в лизинге, достигла 50% и скоро их превысит. Свыше 200 лизинговых компаний распоряжаются или владеют более чем 13 тыс. реактивных и турбовинтовых ВС, которые эксплуатируются примерно в 700 авиакомпаниях мира; кроме того, лизингодатели располагают твердыми контрактами еще на 2,5 тыс. ВС.
Всего в мире, по данным на март 2021 г., согласно Cirium, насчитывается 26370 пассажирских ВС, из которых на хранении находится 8442, или 32% общего парка. Этот результат существенно лучше прошлогоднего показателя, когда в разгар пандемии коронавируса было остановлено 63% мирового флота пассажирских ВС.
Пандемический кризис не только обрушил объемы перевозок и нанес воздушному транспорту колоссальные убытки, но и влечет ряд структурных изменений, из-за которых отрасль никогда не станет прежней. К таким изменениям относится и рост парка лизинговых компаний ― хотя эта тенденция наблюдалась уже несколько лет, 2020 г. внес дополнительный вклад за счет роста сделок возвратного лизинга (SLB), когда перевозчики, остро нуждающиеся в наличных средствах, продавали свои самолеты лизинговым компаниям с получением их обратно в лизинг или же просто уступали права собственности в обмен на долги.
Сам лизинговый рынок тоже меняет свою структуру. Хотя в распоряжении большинства лизинговых компаний находится небольшое количество ВС, почти три десятка крупнейших компаний располагают не менее чем 100 ВС. Среди них тоже наблюдается значительное расслоение, но наибольшие изменения должны произойти в результате недавно объявленной мегасделки, в ходе которой AerCap присоединит самолетный лизинговый бизнес GECAS. В результате получится компания, портфель которой превышает 2000 самолетов (и еще около 300 вертолетов). Под ее контролем окажутся парки примерно 250 авиакомпаний мира (почти 36% их численности).
Cirium подсчитал распределение самолетов AerCap/GECAS и подконтрольных в этом смысле авиакомпаний по регионам мира:
Таким образом, можно заключить, что мнение лизинговых компаний, ставших крупнейшими владельцами и заказчиками воздушных судов, становится все более влиятельным как для авиакомпаний, так и для самолетостроителей.
Актуальным вопросам развития ситуации посвящена 14-я международная конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ", которая состоится 15 июня в Москве, в нормальном формате, хотя некоторые иностранные спикеры, вероятно, присоединятся в онлайне. Программа конференции посвящена рассмотрению глобальных тенденций на рынке авиализинга и сценариям развития отрасли, трансформации спроса на ВС, стратегии развития флота и вопросам лизинга авиадвигателей.
В прежние, доковидные времена конференция "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ" прочно вошла в календарь ведущих лизинговых компаний как мероприятие, в котором надо участвовать, потому что там собираются все. Текущая обстановка с постепенным снятием ограничений и хорошие, на фоне общемировых, операционные показали российских авиаперевозчиков говорят, что очередная конференция снова станет событием, где собираются все ведущие лизингодатели и авиакомпании. Будет интересно.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- 06.09.2020 Авиакомпаниям и лизингодателям нужны более творческие подходы для преодоления кризиса
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade