Preighters — новый сегмент рынка грузоперевозок
![:: Iberia салон прейтера авиакомпании Iberia](http://www.ato.ru/files/styles/r-inpage-super/public/blog-image/iberia_preighter_201120.jpg)
ATO.ru — В начале апреля Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала статистику, наглядно демонстрирующую формирование нового сегмента авиарынка, который возник исключительно из-за пандемии COVID-19. Прежде не существовало даже слова preighter — это английский неологизм, полученный в результате слияния слов passenger freighter и четко передающий суть дела: перевозки груза общего назначения (general cargo) в переоборудованных салонах пассажирских самолетов.
Грузооборот (млн ткм) на регулярных перевозках по основным мировым маршрутам (северотихоокеанский, евроазиатский и североатлантический) по типам перевозки (грузовые ВС, прейтеры, багажные отсеки пассажирских ВС) с января по апрель 2019 и 2020 года :: IATA
Как видно из приведенной диаграммы, прейтерные (будем их так называть) перевозки сформировали существенную долю рынка на всех главных мировых маршрутах грузоперевозок: северотихоокеанском, связывающим страны Северной Азии и Северной Америки, евроазиатском, связывающим Азию и Европу, и североатлантическом, связывающим Европу с Северной Америкой. На каждом из направлений доля прейтерных перевозок составила 13–14%, причем на северотихоокеанском маршруте благодаря прейтерным перевозкам грузооборот в 2020 г. даже превысил результаты допандемийного 2019 г. На других маршрутах грузооборот хотя и сократился, но за счет вклада прейтеров не так сильно, как могло бы случиться.
По информации IATA, большинство прейтерных перевозок осуществляется в грузовых отсеках широкофюзеляжных ВС, которые выполняют рейсы без пассажиров. Однако выросли и объемы перевозок грузов в пассажирских салонах. Начиналось все стихийно, когда примерно год назад из-за коллапса пассажирских авиаперевозок многие страны мира столкнулись с катастрофической нехваткой провозных емкостей для доставки средств индивидуальной защиты населения. Многие авиационные администрации приняли временные разрешения, согласно которым легкие коробки с медицинскими масками и прочим перевозились прямо на пассажирских креслах. Например, Федеральная авиационная администрация США (FAA) выпустила подобный документ в середине апреля прошлого года. Надо отдать должное и Росавиации, которая в конце апреля 2020 г. тоже начала выдавать временные разрешения на подобные перевозки. По сути, они стали спасением для российских туристических авиакомпаний, располагающих только дальнемагистральными широкофюзеляжными самолетами, — иного применения для них найти было невозможно.
Поскольку масштабного восстановления международного рынка туристических перевозок на горизонте не наблюдается, многие авиакомпании двинулись дальше и переоборудовали свои ВС в специализированные прейтеры. Например, авиакомпания Emirates демонтировала кресла в салонах экономического класса на 16 своих Boeing 777-300ER; за год авиакомпания выполнила около 30 тыс. рейсов на прейтерах. В марте авиакомпания Air Canada сообщила о своем активном продвижении на рынок перевозок товаров электронной коммерции (как правило, это легкие товары в объемных упаковках, что как раз подходит для пассажирских салонов). Air Canada получила разрешение для переоборудование в прейтеры двух своих Boeing 787, а также добавляет к четырем переоборудованным Boeing 777 еще три ВС, а к трем Airbus A330 — еще два. Авиакомпания United с марта прошлого года выполнила на прейтерах более 11 тыс. рейсов и перевезла свыше 285 тыс. т груза. И это только некоторые примеры.
Количество прейтерных рейсов
Источник: FreightWaves
Для переоборудования в прейтер в пассажирском салоне убираются кресла, вместо них можно устанавливать специальные палеты, замки которых подходят к пазам для крепления кресел. Сверху груз накрывается швартовочными сетями. Проходы остаются свободными для бортпроводников, поскольку в пассажирских ВС нет автоматического контроля дверей; кроме того, в салоне предусмотрены дополнительные огнетушители. Разумеется, разработаны и рекомендации по загрузке и центровке прейтеров. Важно отметить, что все перечисленные меры не относятся к главным изменениям конструкции, то есть не требуют дополнительной сертификации. По словам представителя одного из авиаперевозчиков, "российские авиакомпании неукоснительно соблюдают все требования и предписания по перевозке грузов в пассажирских салонах, выпущенные разработчиками ВС и авиационными администрациями государств, в которых эти ВС зарегистрированы. Более того, перевозчики оперативно доработали и утвердили в надзорных органах все необходимые документы, определяющие порядок производства и выполнения подобного рода полетов. Однако остается актуальным вопрос о внесении соответствующих изменений в операционные спецификации перевозчиков, осуществляющих перевозку груза в пассажирских салонах ВС, — к сожалению, Росавиация пока действует недостаточно оперативно". На безопасность это не влияет, но, например, во время перронной проверки SAFA у авиакомпании могут поинтересоваться, на каком основании она выполняет подобные перевозки, и это приведет к неприятным последствиям.
:: Iberia
Как долго продержится сегмент прейтерных перевозок? Очевидно, что прейтер, у которого узкие двери, отсутствуют необходимые доработки (в частности, усиление пола верхней палубы и оснащение системой перемещения грузов) и сохраняются избыточные системы и оборудование (например, кислородная система во всем салоне, багажные полки, кухни, туалеты и др.), уступает по своей экономике конвертированному или, тем более, специально изготовленному грузовому фрейтеру. Так что перевозки на прейтерах нельзя считать нормальными. Другое дело, что мы принимаем новую нормальность, которая может затянуться надолго.
Конкретные сроки зависят от баланса спроса на грузовые и пассажирские перевозки. Уже сейчас, отчасти из-за прейтеров, отчасти благодаря восстановлению некоторых пассажирских маршрутов, тарифы на перевозку из Китая в США снизились до 5 долл. за 1 кг, а из Китая в Европу — до 4 долл., хотя они еще не достигли докризисных величин на уровне 4 и 3 долл. соответственно. И в авиакомпании Emirates уже признают споры о том, как лучше использовать самолеты, между департаментами грузовых и пассажирских перевозок. Тем не менее можно ожидать, что в ближайшие год-два как минимум прейтеры как явление все-таки сохранятся. Поэтому им нужна и адекватная нормативная база для полетов. — ATO.ru
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- 06.09.2020 Авиакомпаниям и лизингодателям нужны более творческие подходы для преодоления кризиса
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade