Будущее своими руками
21 декабря авиакомпания S7 Airlines объявила о том, что она впервые в России провела с Альфа-Банком сделку-аккредитив с использованием технологии блокчейн.
По состоянию на 22 декабря поиск на "Яндексе" и Google выдал об этом событии всего семь новостей на русском языке и одну — на английском. Так что событие, по большому счету, пока осталось незамеченным. Или непонятым.
Если коротко, суть сделки заключается в том, что оплата услуг контрагента (его имя и сумма контракта не разглашаются) была выполнена через аккредитив с использованием двух смарт-контрактов (один на открытие аккредитива, другой на исполнение работ) с использованием технологии блокчейн в системе Ethereum. Принципиальная новость состоит не в том, что сделка проведена в электронном виде, а в том, что использована была технологии блокчейн — вся информация в зашифрованном виде фиксируется в распределенном реестре, причем подделать или исправить ее невозможно, поскольку любые изменения также фиксируются. Технология блокчейн позволяет обеспечить надежность любых транзакций в Интернете. То есть сделка гарантируется не доверенным посредником (как это принято при традиционном подходе с помощью банков, нотариусов и др.), а самой сетью, что позволяет снизить транзакционные издержки.
"Совершение этой сделки позволило нам протестировать работоспособность смарт-контрактов и понять, насколько эта технология позволяет оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность документооборота", — говорит заместитель гендиректора S7 Group Дмитрий Куделькин. Бизнес авиакомпаний отличается очень большим финансовом оборотом при очень низкой рентабельности, поэтому даже незначительное повышение эффективности дает хороший эффект.
"Используя блокчейн, банк строит платформу, которая обеспечит защиту от неисполнения условий в финансовых сделках между клиентами. Технология блокчейн повышает скорость и прозрачность процесса оплаты", — говорит Надежда Авданина, директор Центра инноваций электронного бизнеса Альфа-Банка. Сделка была проведена всего за несколько часов, хотя при обычном подходе ее оформление потребовало бы нескольких дней.
Но смысл сделки заключается даже не в текущих выгодах для авиакомпании и для банка, который развивает свою платформу гарантированных сделок на блокчейн. Смысл в том, что вот так буднично наступает новая эра, одной из движущих сил которой выступает блокчейн.
Эта технология сулит колоссальные изменения. Глава Сбербанка Герман Греф в недавнем выступлении в Сколково сказал, что в индустрии финансовых услуг, которая рушится на глазах и заново возводится технологиями вроде блокчейн, он при всем желании не видит места современным банкам: "Я долго думал, есть ли хотя бы одна функция, где мы можем себя как-то задействовать. Все может закончиться тем, что банковская система станет одноуровневой, а мы с вами будем открывать счета в Центральном банке. То есть банки исчезнут, как и многие другие бизнесы. По-честному говоря, я себя готовлю к такому будущему".
При столь пессимистическом прогнозе со стороны одного из ключевых игроков российского финансового сектора активность Альфа-Банка не вызывает удивления: понимая риски и не имея возможности противостоять этому процессу, банк старается включиться в процесс, чтобы тем или иным образом обеспечить себе место в будущем.
Для авиакомпаний переход на технологию блокчейн тоже повлечет много последствий — некоторые из них позитивны, другие пока трудно оценить однозначно.
К безусловно положительным результатам можно отнести существенное сокращение (если не полное исчезновение) мошенничества с кредитными картами. Ведь использование для взаиморасчетов криптовалюты биткойн, также основанной на технологии блокчейн, и означает, согласно недавнему анализу Frost & Sullivan, фактический переход к единому глобальному бухгалтерскому гроссбуху, который фиксирует все доходы и расходы. В результате, по определению, дебет должен сойтись с кредитом.
Очевидными преимуществами станут повышение скорости проведения сделок и их прозрачности, а также общей эффективности деятельности авиакомпаний в финансовой сфере — как мы уже говорили, благодаря высокому обороту экономия на транзакциях даже долей процента выливается в существенную прибыль.
Вместе с тем распространение технологии блокчейн может привести к появлению открытого — и независимого от авиакомпаний — рынка торговли бонусными милями. Пока он существует в "сером" виде на некоторых специализированных форумах, выступающих, по сути, теми самыми "доверенными посредниками" (ну, более или менее), без которых не обойтись при нынешней системе. Поскольку блокчейн обеспечивает надежность сделки на уровне технологии, рынок бонусных миль неминуемо станет открытым. Можно только предполагать, какой в таком случае окажется стоимость этих миль, как она будет соотноситься со стоимостью, принятой при взаиморасчетах между участниками бонусных программ (авиакомпаниями, отелями, фирмами по прокату автомобилей и др.), и какое вообще это окажет воздействие на программы поощрения часто летающих пассажиров.
Более того, нельзя даже исключать и появления свободного рынка торговли авиабилетами. Работы по созданию цифровых идентификаторов личности на основе блокчейн уже идут (например, технология ShoСard). То есть личности будут установленные, сделка между ними тоже надежная (всюду блокчейн!), так что помешать подобной торговле смогут только нормативные ограничения, но они, скорее всего, падут под натиском конкурентной борьбы — всегда найдутся авиакомпании, которые первые решатся на внедрение такой возможности ради получения конкурентных преимуществ. И, опять же, можно только предполагать, какие изменения это повлечет для нынешней распространенной системы тарифобразования с ее несдаваемыми и сдаваемыми тарифами.
Так что глобальные перемены ждут нас в недалеком будущем, которое вот так, незаметными частями, уже становится настоящим. Авиакомпания airBaltic уже с 2014 г. принимает криптовалюту биткойн для оплаты билетов. В S7 Airlines говорят, что они тоже к этому готовятся. Все произойдет быстрее, чем нам кажется. И к этому надо готовиться, — участвуя в создании будущего, а не ожидая его.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft