I квартал: рост авиаперевозок прекращается
На днях Росавиация опубликовала оперативные данные по основным показателям работы авиапредприятий гражданской авиации России за январь–март 2014 г. Понятно, что эти данные будут несколько уточняться, но общая картина уже не изменится. На первый взгляд, показатели выглядят неплохо, — если не сравнивать их с аналогичными данными за I квартал 2013 г. по отношению к показателям января–марта 2012 г.
Пассажирооборот в I квартале 2014 г. возрос на 6,7%. Годом ранее темпы роста составляли 22%, то есть рост замедлился более чем на 15 процентных пунктов. Тоннокилометраж (произведение коммерческой загрузки на дальность полета) увеличился на 3,9%, а в I квартале 2013 г. рост составлял 16,7% — замедление почти на 13 п. п. Количество перевезенных пассажиров в этом году по сравнению с прошлым возросло 9,7%, тогда как в 2013 г. рост в I квартале составлял 17,7% — замедление на 8 п. п. При этом коэффициент занятости пассажирских кресел составил в I квартале 2014 г. 75,9% и сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4 п. п., тогда как в 2013 г. наблюдался рост этого показателя на 2,9 п. п. Коэффициент коммерческой загрузки увеличился на 0,7 п. п. и составил 64,8%, а в I кв. 2013 г. рост составлял 1,8 п. п. Грузоперевозки, которые всегда считаются очень чувствительным индикактором состояния экономики, показали совсем неважные результаты. Грузооборот снизился на 5,8%, тогда как годом ранее рост составлял 1,4%. Перевозки почты и грузов снизились на 0,7%, а был рост на 0,2%.
Показатели отдельно взятого марта выглядят еще хуже. В марте 2013 г. пассажирооборот возрос на 25,9%, тогда как сейчас рост составил 2,4%. Рост тоннокилометража был 18%, а стал — 1,9%. Перевозки пассажиров в марте 2013 г. увеличились на 20,3%, а в марте 2014 г. — 7,2%. При этом процент занятости кресел сократился на 3 п. п., тогда как в прошлом марте рост составлял 4,4 п. п.
Вероятно, на основании данных I квартала еще преждевременно делать окончательный вывод о том, что рост авиаперевозок прекращается и на рынке наступает стагнация. Однако эти показатели заставляют серьезно задуматься.
Анализ состояния российского рынка авиаперевозок показывает, что прошлогодние двузначные темпы роста были в основном обусловлены рядом вторичных факторов, а вовсе не состоянием российской экономики, ВВП которой в прошлом году возрос всего на 1,3%. Все эти факторы носят временный характер, так что нет ничего удивительного в том, что их действие может закончиться, а рост перевозок существенно снизится, если вообще не прекратится.
Разумеется, было бы чересчур самонадеянно по статистике всего одного квартала и провальным показателям марта, которые, кстати, отчасти связаны и с политическими событиями, делать алармистские выводы о том, что российская гражданская авиация вступает в очередной кризис. Однако такой риск есть, и к нему надо внимательно присматриваться. Снижение процента занятости кресел свидетельствует о риске избытка провозных емкостей, который ведет к демпингу и дальнейшему ухудшению финансового состояния авиаперевозчиков.
Представители лизинговых компаний, которые в силу своего бизнеса очень тщательно следят за ситуацией, говорят, что ожидают в этом году банкротства нескольких авиакомпаний.
На этом фоне популистские инициативы регулирующих органов, которые, в частности, предлагают принудительно снижать цены на билеты перед вылетом, выглядят уже не нелепо, а просто разрушительно.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft