Изменение расстановки сил на российском рынке перевозок
Попробуем рассмотреть качественную картину развития российского рынка воздушного транспорта в один из его самых драматичных моментов за всю историю существования. К сожалению, вне моего обзора полностью остаются такие чрезвычайно важные темы, как грузовые авиаперевозки, вертолетный рынок и наземная инфраструктура, — не потому, что я о них забыл, просто нельзя объять все в одном, а эти темы требуют специального разговора, который мы продолжим в будущем. Пока же сосредоточимся на пассажирских перевозках.
Приведем некоторые количественные результаты, основанные на анализе АЭВТ.
На протяжении года наблюдается небывалый рост перевозок, по итогам восьми месяцев пассажирооборот возрос на 32%. Но рост этот неравномерный. Быстрее всего растут перевозки на международных воздушных линиях, которые являются наиболее прибыльными. А перевозки на наименее прибыльных местных воздушных линиях, наоборот, сокращаются.
Продолжается концентрация перевозок в крупнейших авиакомпаниях. На долю 35 авиакомпаний приходится 96% объема перевозок, так что разговоры о том, что в России около 160 авиакомпаний и их слишком много, — это некоторая абстракция.
Именно эти 35 авиакомпаний обеспечили весь прирост перевозок, причем больше половины прироста приходится на первую пятерку.
Географическая структура перевозок по-прежнему неудовлетворительна. Продолжает расти концентрация перевозок через аэропорты московского авиаузла. Из 35 авиакомпаний, первых по рейтингу, три четверти зарегистрированы в европейской части России. Более 65% всех внутренних перевозок выполняется на 36 авиалиниях в диапазоне от 1 млн до 100 тыс. пассажиров на направлении. Максимальное количество пассажиров перевезено на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом, минимальное — между Хабаровском и Южно-Сахалинском.
Наблюдаемые небывалые темпы роста объемов перевозок обусловлены двумя факторами. Во-первых, этот рост идет на фоне прошлогоднего спада, т. е. мы отталкиваемся от прошлогодней низкой базы, но при этом превзошли в I полугодии результаты докризисного I полугодия 2008 г. Во-вторых, в ходе кризиса большинство авиакомпаний, стараясь сохранить долю рынка, пошло на значительное снижение тарифов. Объективных данных у меня, к сожалению, нет, но все перевозчики это признают. Сейчас платежеспособный спрос восстанавливается, но поднимать тарифы в конкурентной среде гораздо труднее, чем снижать, поэтому объемы перевозок увеличиваются, а прибыли нет. К тому же, как мы видим, у многих перевозчиков ухудшаются коммерческие показатели. 10 из 35 авиакомпаний ухудшили показатель занятости пассажирских кресел, 13 из 35 ухудшили показатель коммерческой загрузки. В то же время растущие объемы требует увеличения оборотного капитала, что при нынешних трудностях с финансированием и удорожании кредитов также повышает расходы авиакомпаний. Финансовые резервы авиакомпаний на минимуме, авиакомпании генерируют убытки, растет долговая нагрузка. Расширение парка воздушных судов также увеличивает долговое бремя. В сложный период перехода с лета на осень, когда обороты еще летние, а продажи уже зимние, обанкротилась авиакомпания "Заполярье". Нельзя исключать проблем и у других перевозчиков. Только первая пятерка авиакомпаний, по результатам озвученного Росавиацией анализа финансового состояния перевозчиков, имеет стабильное положение.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent