Новый год – новые вызовы
Завершается 2007 год. Для авиакомпаний он выдался противоречивым. Рост объемов перевозок продолжается уже семь лет подряд, причем в 2007 году были достигнуты наивысшие темпы за все время деятельности гражданской авиации в рыночных условиях. За 9 месяцев пассажирооборот увеличился на 16,7%. Правда, в конце года, как это уже случалось в периоды высоких темпов роста, резко поднялись цены на авиакеросин, что, возможно, скорректирует статистику по итогам года.
При этом перед отраслью по-прежнему стоят многие системные проблемы, тормозящие ее развитие и угрожающие устойчивому функционированию. На протяжении семи лет продолжается реформирование системы госрегулирования гражданской авиации, но рост перевозок происходит не благодаря, а вопреки проводимым реформам. Многочисленные авиационные власти конкурируют между собой. В отличие от большинства других отраслей гражданская авиация не может обойтись без системы госрегулирования, и, вероятно, поэтому так отчетливо проявляется некомпетентность и недееспособность государственной власти. Как выразился руководитель группы советников гендиректора "Аэрофлота" Владимир Андреев, "контрафакт начал проникать не только в агрегаты и детали, но и в кадры". По его мнению, из перевозчиков во власть идет не так много людей, которые практически умеют работать на уровне мировых стандартов и по современным правилам. "Кадровый контрафакт" — это самая главная проблема, из-за которой все остальные проблемы перетекают из года в год в неизменном, если не ухудшающемся, виде. Владимир Иванович имеет право на столь резкую оценку. Генерал-полковник, бывший командующий авиацией ПВО, в 1999–2000 гг. он возглавлял Федеральную службу воздушного транспорта — последний самостоятельный и единый орган регулирования гражданской авиации. Разумеется, ни о какой конфронтации между авиакомпаниями и регулирующими органами не может быть и речи, но требуется выстраивание конструктивных отношений с учетом того обстоятельства, что на местах уровень компетентности выше, чем наверху.
Как отметил в своем докладе на общем собрании Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта ее президент Евгений Чибирев, "вместо внедрения эффективных процессов регулирования авиационным властям в значительной степени присуще желание непосредственно руководить текущей деятельностью авиакомпаний. На решение серьезных проблем развития отечественной гражданской авиации времени, судя по всему, просто не остается".
Список системных проблем отрасли сохраняется в неизменном виде уже несколько лет, но на фоне беспрецедентного роста объемов перевозок они переходят из вялотекущей в острую форму. Усугубилась проблема приобретения новой техники — российской пока нет, зарубежная тоже в дефиците, к тому же на нее действуют таможенные пошлины (впрочем, 6 декабря правительство обнулило пошлины на ВС вместимостью свыше 300 кресел, но всех проблем это не решит). Нарастает кадровый кризис — не только среди летного состава, но и инженерно-технического. Да и с менеджерами, надо признать, не все в порядке, не говоря уже о чиновниках, — и опять приходится вспомнить о кадровом контрафакте. В российских авиакомпаниях исчерпаны реальные возможности сокращения издержек, однако затратность перевозок остается чрезвычайно высокой. Монопольные поставщики услуг продолжают диктовать свои условия, механизмы экономического регулирования государство не применяет. Законодательная база гражданской авиации находится в непригодном для использования состоянии, нормы регулирования остаются избыточными и произвольно толкуемыми. Принимаемые документы сдерживают развитие отрасли и идут во вред как авиакомпаниям, так и их клиентам — пассажирам.
Вместе с тем ситуация динамично развивается, и в новый год авиаперевозчики входят не только с застарелыми проблемами, но и новыми вызовами. На фоне глобализации воздушного транспорта у авиакомпаний нет консолидированной позиции по отношениям России с ВТО и Евросоюзом, который, кстати, начал активный диалог, если можно так выразиться, по пересмотру всей системы двусторонних отношений России со странами ЕС. Наверняка в новом году еще более обострятся вопросы экологии воздушного транспорта. Вопрос о конкурентоспособности российских авиакомпаний неизбежно поднимается на новый уровень, и остается только пожелать им в новом году успешно преодолеть все трудности. Продемонстрированная способность авиакомпаний приспосабливаться к неблагоприятным условиям и выживать позволяет на это надеяться.
С Новым годом!
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent